Пиво для Instagram: как продать пенное адептам соцсетей и ЗОЖ — Bloomberg

Потребители пива теперь волнуются о том, не отпугнут ли их пьяные фото с вечеринки подписчиков в Instagram. Это могло бы погубить бизнес производителей пенного напитка. Но последние нашли способ учесть тренд на ЗОЖ и повысить продажи

Пивоваренные гиганты Anheuser-Busch InBev и Kirin Holdings нашли секретное оружие, которое может помочь стабилизировать продажи пива в Австралии, где за умение поглощать огромные порции эля разве что не выдают почетную медаль. Козырь производителей — слабоалкогольное пиво.

Уход в сторону напитков с низким содержанием алкоголя может показаться не самой очевидной идеей в стране, где лагер назвали в честь бывшего премьер-министра и по совместительству чемпиона по скоростному распитию алкоголя и где поглощение пива во время просмотра футбольного матча или барбекю на заднем дворе буквально предусмотрено этикетом. Но настала эра заботящихся о своем здоровье и репутации потребителей, которые стали меньше пить. И теперь производители просто вынуждены выпускать новые слабоалкогольные версии всего на свете — от Stella Artois до местных напитков вроде James Boag и Hahn.

Крупнейший мировой производитель пива AB InBev в апреле прошлого года начал предлагать австралийцам слабоалкогольную версию Corona, самого покупаемого зарубежного пива в стране.

«Менталитет поменялся: теперь все хотят не напиваться, а просто пить», — говорит аналитик мировых рынков напитков в исследовательской компании Mintel Group Джонни Форсит.

Пиво обычной крепости может достигать 6% содержания алкоголя. В напитках средней крепости содержится 3–4% спирта. Так, в Corona Ligera — 3,2% спирта, почти на треть меньше, чем в классической Corona, крепость которой составляет 4,5%.

Флит считает, что важную роль в изменении вкусов потребителей сыграли социальные сети. Молодые ребята, выросшие со смартфоном в руках, опасаются, что фото с пьянки опозорят их перед подписчиками в Instagram или что будут выглядеть не лучшим образом на снимках в Facebook.

«Молодежь действительно увязывает еду, напитки и потребление алкоголя со своим образом, с тем, как их воспринимают другие, — говорит аналитик. — И здесь вы просто не можете недооценивать влияние технологий».

По данным австралийского бюро статистики, 40 лет назад австралийцы поглощали по 13 л чистого спирта в год, притом две трети приходилось на пиво. Сейчас каждый австралиец в среднем выпивает 9,7 л чистого спирта в год, а пиво составляет лишь третью часть от этого количества. Потребление пенного напитка снизилось больше чем вдвое, до 89 л в год на человека, четверть потребляемого пива — слабоалкогольное.

Конечно, не все покупают легкое пиво, чтобы меньше вредить здоровью. Да и не сказать, что австралийцы экономят, переходя на него. Упаковка из 24 бутылок Corona Ligera обходится в 48 австралийских долларов, тогда как стоимость такой же упаковки пива обычной крепости всего на 2 австралийских доллара ниже.

На самом большом потребительском рынке — в Китае — слабое пиво тоже пользуется популярностью, но в основном за счет того, что оно дешевле. По данным Mintel, почти треть новых видов пива, выпущенных в Поднебесной в 2016 году, было слабоалкогольным или безалкогольным. В Великобритании и США новые бренды пенного с таким же содержанием алкоголя составили 7 и 1% соответственно.

Во всем мире пивовары переключаются на пиво с меньшим содержанием алкоголя, так как потребление этого напитка в целом снижается. По данным Euromonitor International, в Восточной Европе, самом значимом рынке для Heineken и Carlsberg, спрос на пиво с содержанием алкоголя менее 0,5% с 2011 по 2016 год вырос на 20%. Концерн AB InBev, который выпускает безалкогольное Budweiser, рассчитывает, что к 2025 году слабоалкогольные и безалкогольные напитки будут приносить компании пятую часть от общей выручки на мировых рынках.

Для Австралии, которая годами воспевала распитие алкоголя, переход на слабое пиво — это буквально разворот на 180 градусов. Бывшему австралийскому игроку в крикет Дэвиду Буну 52 банки пива, которые он выхлестал во время перелета из Сиднея в Лондон в 1989 году, принесли чуть ли не бóльшую славу, чем спортивные успехи. Отставного премьер-министр Боба Хоука до сих пор уважают за то, что в студенческие годы он быстрее всех выпил больше литра пива.

Но судя по всему, отношение к потреблению алкоголя меняется. Любимое пиво австралийцев теперь лагер средней крепости XXXX Gold, выпускаемый подразделением холдинга Kirin компанией Lion. Большинство австралийцев отдают предпочтение Gold из-за того, что его можно пить весь день и все равно сохранить способность стоять на ногах. А местный конкурент компании Carlton & United Breweries, которым владеет AB InBev, говорит, что быстрее всего растут продажи пива Great Northern Super Crisp, также средней крепости.

«Все больше покупателей переключается на такие напитки, — говорит директор брендов компании Carlton & United. — Если вы собираетесь пить несколько часов подряд, пиво средней крепости действительно мудрое решение».

Но спроса на слабоалкогольное пиво пока недостаточно, чтобы вернуть потребление напитка на прежний уровень. В Австралии, по данным исследовательской компании IBISWorld Pty, в ближайшие пять лет годовой рост объемов рынка замедлится до 0,6%, тогда как в последние годы этот показатель держался на уровне 2,1%.

Спрос на более легкие и здоровые напитки коснулся и активно развивающегося рынка крафтового пива, признается сотрудник сиднейской пивоварни Malt Shovel, принадлежащей компании Lion, Чарльз Хан. Предприятие выпускает линейку крафтового пива James Squire, куда в том числе входит эль средней крепости Mid River. Эволюция вкусов доставила пивоварам немало проблем — ведь крафтовые сорта пива обычно более крепкие и горькие, чем лагер.

«Для нас это действительно непростая задача, — говорит Хан. — Алкоголь действует как усилитель вкуса. А вся прелесть напитка средней крепости в том, что он содержит достаточно алкоголя, чтобы дать вам расслабиться, но при этом вы все еще в состоянии оценить вкус и насладиться им».

За счет пива средней крепости AB InBev и Kirin могут привлечь больше девушек и, возможно, вернуть потребителей в возрасте, многих из которых беспокоят физические последствия употребления крепкого эля, считает Форсит. «Многие не готовы отказаться от алкоголя, но при этом стремятся к сбалансированному и разумному потреблению, — говорит он. — И как раз в этом направлении и движутся производители».

Материал Bloomberg Businessweek

Автор: Ангус Витли
Перевод: Маргарита Кудрявцева

Источник: РБК