Точное соответствие
Искать в заголовках
Искать в содержании
Search in comments
Search in excerpt
Искать в новостях и журналах
Искать на страницах
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Filter by Categories
Журналы
Новости
pivnoe-delo_logo
Top-статьи
Журналы

3-2019

Россия: позиции пивоваренных компаний

В обзоре анализируются промежуточные итоги работы пивоваренных компаний за первую половину 2019 года. За скромным ростом отрасли скрыты довольно динамичные изменения. «Балтика» проходит очередной этап сокращения продаж и доли рынка, которые у нее отобрал AB InBev Efes. За счет ценовой конкуренции и расширения присутствия в сетях компания №2. приблизилась к позиции лидера. Параллельно продолжился рост продаж российского подразделения Heineken, которое утяжеляет премиальную составляющую портфеля. Тренд премиализации рынка также поддержали импортные бренды. Среди федеральных игроков преуспели «МПК» и «Завод Трехсосенский». Продолжила сокращаться доля рынка независимых предприятий регионального масштаба и «Очаково», которых теснят лидеры рынка на их же конкурентном поле.

Рынок пива Украины 2019: компании и бренды

В 2019 году производство и рынок пива продолжили колебаться около нулевой отметки. Но завершившийся сезон был удачным для пивоваров с точки зрения рентабельности продаж. Ценовой микс улучшился вследствие быстрой общей премиализации рынка, а также ее частного аспекта – роста продаж импортного пива. По итогам сезона значительно улучшила свои позиции AB InBev Efes. Оказалось, что потребители не забыли бренды Efes, которые вынужденно исчезли с рынка, но в 2019 году начинали быстро возвращать утраченное. На фоне стагнирующего рынка это означало сокращение продаж других компаний, прежде всего Carlsberg Group, которая была четыре года назад основным бенефициаром ухода Efes. «ППБ» оказалась устойчивее к брендинговой активности конкурента, а «Оболонь» сохранила прежние объемы и уже безусловно доминирует в экономичном сегменте рынка. Рост доли независимых производителей был заслугой ведущих крафтовых пивоварен, которые пока имеют небольшой рыночный вес, но быстро набирают силу.

Пивоваренная отрасль Казахстана 2019

В первой половине 2019 года позитивную динамику отрасли поддержало большинство пивоваров Казахстана. Но заметно нарастили производство и продажи компании второго эшелона, а не два транснациональных лидера. Продолжали расти доли рынка разливного пива и доля алюминиевой банки, которая быстро замещает стеклобутылку. Ценовая сегментация рынка оставалась стабильной, несмотря на существенное повышение розничных цен и колебания долей брендов, при этом границы сегментов стали более размыты. Основными событиями в отрасли стали: анонсированная ревизия акцизной политики в отношении пива, запуск бренда BeerKhan в сегменте крепкого пива, и главное - приобретение компанией «Арасан» активов «Шымкентпива».

Зовсак

Стаут на грани фантастики. Почему в Беларуси нереально быть успешным крафтовым пивоваром

2017 год. в Беларуси трудно всем: огромные заводы выпускают конвейеры продукции, которую потом не могут реализовать, а частные продуктовые бизнесы пока скованы законодательством и не могут продаваться на полную мощность. на рынке крафтового пива всё еще сложнее, потому что он зажат тисками алкогольных правил. основатели beercap рассказали kyky о кошмарах беларуского пивовара и о том, почему их работа пока больше напоминает волонтерство.

Каждый, кто хоть раз в жизни был в пятницу на Зыбицкой знает адрес магазина-бара, где можно по пристойным ценам купить крафтового пива и тут же за столиком выпить его и послушать диджеев. В народе это место любовно называют «Кепкой». Мы пришли в BeerCap к руководителю проекта Руслану Мелешко и его учредителю Павлу Гуще, чтобы спросить, насколько трудно в Беларуси продвигать крафт. Джентльмены настолько неразлучны и дополняют слова друг друга на лету, что здорово напоминают собой корпускулярно-волновую теорию света. Поэтому мы даже не будем разделять их слова на отдельные реплики.

Откуда в Беларуси начался крафт

KYKY: Как пришел в голову проект бара, где можно купить с полки напиток и тут же за столиком его попробовать?

Сам проект начался намного раньше открытия магазина на Герцена, 10. Мы начали заниматься дистрибуцией европейских мейнстримовых аутентичных брендов, известных в своем регионе. К примеру, пивоварня Engel в рамках их поставок в Германии вроде как небольшая, но производит качественный локальный продукт, который пользуется заслуженной популярностью на внутреннем рынке. И потихоньку мы пришли-таки к крафту, который можно назвать настоящим. Нашими партнерами стали голландцы-основоположники движения De Molen, ирландцы o'Hara. К слову, последних, если рассматривать их в контексте американских законов, уже нельзя причислять к аутентичному стопроцентному крафту, где четко прописано, кто может писать на своей бутылке craft, a кто не может.

KYKY: И кто может писать на своей бутылке craft, a кто не может?

Там есть четкое разграничение: тот, кто является собственником пивоварни, не может иметь менее 25% акций пивоварни, а крупная транснациональная корпорация (например, Budwaizer, Karlsberg или Heinekken) не может иметь более 25% таких акций. Оставшиеся 50% акций пивоварни распределяются в руках частных лиц, таких же энтузиастов. Объясняется это тем, что пивовар может контролировать качество входящего сырья – и очень важный момент – объем выпуска. По беларуским меркам, в отличие от американских, эта цифра очень велика – шесть миллионов литров в год. Варишь больше – считается, что выходишь на промышленный масштаб, в котором на этикетке твоего продукта будет уже написано слово crafty, то есть псевдо-крафт.

KYKY: Это означает, что пиво «уже не очень»?

В том же законодательстве четко прописана инновационность, то есть пивоварня условно варит три сорта пива, и всё – как это делает у нас, например, «Староместский пивовар». Это не крафт, а пивоваренка, которая варит вполне себе хорошее пивко. Основой же крафта как инновации являются именно выходцы из домашних пивоваров, которые варят пиво «в кастрюльке».

В Беларуси, в отличие от наших польских соседей, где за последние несколько лет при поддержке государства и Евросоюза количество таких мини-пивоварен увеличилось на 500%, дела пока, скажем честно, в зародыше.

Потому что наши ребята, у которых уже что-то получается сварить «в кастрюльке», сталкиваются, в первую очередь, с проблемами инвестиций для организации своего производства, а уже после – с санитарными нормами, помещениями, сырьем и т. д. Но наибольшей проблемой у нас являются законодательно определенные сроки годности непастеризованного пива – семь суток. Это резко ограничивает возможность реализации такого продукта. В Европе подобную характеристику устанавливает сам производитель.

KYKY: Но считается же, что, чем дольше стоит сваренный стаут, тем круче.

Да, такой момент в отношении стаута действительно есть: в зависимости от срока выдержки качество продукта повышается, и сроки хранения могут доходить до десятка лет. Но не здесь. Ведь если вы не пастеризуете свой стаут, продать вы его в Беларуси имеете право только в течение семи суток, а это практически нереально: поставить на полки магазинов и успеть за это время продать его. Поставить на полку сертифицированный напиток из другой страны мы можем, а свой — нет, такая вот казуистика, которую решить можно лишь изменением законодательства.

KYKY: А что же тогда стоит у вас на кранах в BeerСap?

Либо не беларуский крафт, либо мы берем на реализацию такую партию, чтобы продать ее в течение семи дней. Единственная наша пивоварня, которой удалось добиться своих сроков реализации шести месяцев, это TryeBeer. Вот ей можно по относительно небольшой цене разжиться в магазине. Но то, что в настоящий момент не стимулируется развитие крафтового, то есть ремесленного, пивоварения — это огромная боль данной области производства.

KYKY: И что же делать нашим домашним пивоварам? Уходить в подполье?

Здесь пивовары вынуждены арендовать оборудование (контрактное пивоварение- очень развито в Европе) для варки, небольшим количеством, до полутора тонн, которые можно разлить только в кегу, некие производственные мощности. Хороший пример – ресторан «Арбат». У нас был пример сотрудничества с пивоварней Jungle, которая именно так и поступила, поставив летом на краны нам три сорта очень хорошо получившегося в варке своего крафта. Всего они сделали более десятка варок, некоторые – в коллаборации с российскими коллегами, и все мы могли бы назвать удачными. Коллаборация, в принципе, дает возможность делать эксклюзив, ведь каждый пивовар вносит в рецептуру свои особенности, знания, технологии – иногда результат получается очень интересный. Очень хороши, на мой взгляд ребята, из проектов «Blood brothers» и «Mad frog». Это, в свою очередь, вызывает интерес у появляющегося сообщества любителей крафтового пива, людей, которые в нем неплохо разбираются.

В ВКЛ был отличный хмель, но плохая пшеница

KYKY: Есть такая мысль, что пиво — это самый сложный напиток. Почему?

Для того, чтобы приготовить любой алкогольный напиток необходимо: а) хорошее сырье; б) соблюдение технологии; с) грамотный специалист. Но в процессе получения напитка навыки и опыт специалиста, который участвует в приготовлении, например, виски, могут быть недостаточно высоки. Взяли хорошее сырье, перегнали, получили хороший дистиллят, залили в правильные бочки — всё. В пиве абсолютно другая история: 50% успеха – участие пивовара. Пивовар, как парфюмер, готовит рецептуру в голове, заранее предполагая вкусо-ароматические свойства. Мы можем взять с вами одинаковую рецептуру, условно 150 кг солода (кстати, их существует больше 100 видов), поменять только сорт хмеля и получить вкус с нотками, например, мандарина или грейпфрута только за счет такой комбинации. Диапазон колебаний вкусов в этом случае очень велик. Хмель – это природный консервант, который не дает пиву портиться, который с приходом пастеризации может оказаться в пиве и не нужен. Но тогда что же это будет за пиво? Точно не крафтовое, без своей горчинки и ароматики.

KYKY: А если мы, как пивовары в стихах Роберта Луиса Стивенсона, захотим дома сварить свое пиво, где нам взять ингредиенты?

Фото: Питер Берн Фото: Питер Берн

В интернете сейчас хватает предложений импортных солодов и хмелей, потому как в Беларуси, насколько мне известно, существует только одно хозяйство, занимающееся выращиванием хмеля. А здесь у нашей страны как раз огромный потенциал, так как во времена существования ВКЛ мы были одним из самых больших европейских производителей этой культуры, причем хорошего качества. Наши климатические условия и земли располагают к хмелеводству. Единственное, что мы будем ограничены 3-4 сортами хмеля. Но крафтовая революция стимулирует селекцию, толкает появление множества интересных сортов хмеля, часто в неожиданных для них регионах, например, в Новой Зеландии. Штат Орегон, можно сказать, занимается исключительно хмелеводством.

К сожалению, весь мировой запас хмеля продан до 2025 года на фьючерсах, этому способствовал, к сожалению, неурожай последних двух лет.

Есть крупные центры, скупившие урожай хмеля, которые диктуют цены, делают дистрибуцию, отдавая на другие рынки. И большое количество пивоварен было вынуждено из-за повышения цен перестроиться на стили пива, в которых не нужно большое количество хмеля, так называемые «кисляки» (sour). Как ни удивительно, но интерес к IPA сейчас во всем мире потухает в пользу именно этого стиля пива. Наша беларуская пшеница не сильно пригодна для приготовления пшеничных элей, так что покупать лучше импортное сырье такого типа. Тем более, что в домашнем пивоварении момент качественного соложения (проращивания зерна) очень важен. Как и момент обжарки, сушки и так далее. Самостоятельно, сэкономив, дома всё это сделать не получится – лучше купить уже готовое, сделанное профессионалами.

KYKY: А какие еще есть проблемы крафтоварения?

Одной из глобальных проблем крафта является то, что он лежит за пределами выше семи градусов алкоголя. А по беларускому законодательству это относится не к пиву, а к алкогольным напиткам со всеми лицензиями на торговлю и т. п. Так что донести подобный продукт до конечного потребителя становится практически невозможно. Поэтому у нас на полках нет ставших эталонными, например, определенных бельгийских сортов, но есть беларуский аналог, так как производитель имеет право на производство, а у нашего магазина-бара есть лицензия на продажу подобной продукции.

Крафтовое пиво – это продукт с хорошим экспортным потенциалом. Россияне и прибалты уже вывозят в Европу свое пиво, которое там котируется. Многие страны в Европе, которые на мировом рынке никогда не были (такие, как Италия или Испания), уже могут потеснить засевших в наших головах как признанных «канонических» пивоваров Англию, Ирландию, Германию, Бельгию и Чехию. Только потому что эта крафтовая революция позволила им выделиться благодаря свободе предпринимательства – им удается создавать уникальные продукты, востребованные на европейских рынках. Мне видится, что и у нас есть производители пива, способные продвинуться на внешнем рынке вовсе не за счет низкой цены, а благодаря интересным качествам своей продукции.

KYKY: Вам с таким багажом знаний не хотелось бы что-то самим сварить?

Каждый должен заниматься своим делом. Энтузиазм у нас есть, как и четко сформулированная задача — организовать на базе BeerСap экспериментальную варку с биргиками. Не с точки зрения коммерции, а для предоставления пивоварам возможности попробовать сделать что-то свое, для развития самого движения, мы хотим назвать это «пивной лабораторией». Это не будет бизнес-проект с промышленными образцами – это помощь в использовании ноу-хау и опыта между энтузиастами-ремесленниками, эдакий центр притяжения для них.

Как скандинавы перевернули индустрию крафта

У нас в баре пластиковая посуда только при аншлаге по выходным. В остальное время – «правильной» формы бокалы-тюлипы.

Бармен вздыхает, что их выносят, то ли из вредности, то ли по забывчивости аж по двадцать пять штук за уикенд. Этот сезон мы уже доработаем так, а со следующего планируем ввести залоговую стоимость, когда человек может походить с бокалом вечер, а потом сам решить — вернуть деньги или оставить его на память. Потому что сейчас получается нечто странное, себестоимость такого бокала – пять рублей. Пришел, выпил пива за пять рублей, ушел со стаканом – «отбил» его. Неправильно как-то.

KYKY: Как вы считаете, можно ли заработать на крафте в Беларуси?

Мы надеемся на то, что на этом будет можно заработать в будущем. Пока пивовары ставят перед собой высокие цели, работают ради идеи – самореализуются, можно сказать. Но в конце концов все приходят к тому, что жить на что-то надо: сначала вышли на соседний двор, потом пришли на полку какого-то магазина. Большие компании скупают мелкие крафтовые пивоварни не просто так, а чтобы зарабатывать и держать долю рынка. Так или иначе происходит коммерциализация процесса.

Пиво, которое стоит 50$Пиво, которое стоит 50$

Но сегодня это еще хобби с надеждой на будущее. И просветительская деятельность. Снятие ряда законодательных ограничений могло бы существенно ускорить процесс развития. Хорошо бы упростить сам процесс начала производства, облегчить ситуацию с инвестированием и кредитованием мелкого бизнеса в этой сфере, чтобы дать раскрыться производителю. Понимаете, наши пивовары очень серьезно относятся к дизайну этикетки, к названиям своего продукта — здесь обязательно присутствует посыл к образованию, литературе, истории, которые потребитель заинтересованно загуглит, а это здорово.

KYKY: А где сейчас в Европе основные центры крафтового пивоварения?

Скандинавские страны, как ни удивительно, сейчас впереди всей Европы по развитию и по качеству, в основном Дания и Швеция, чуть меньше Норвегия, добавились финны и эстонцы. Здесь уже появились свои легенды крафтового пивоварения. Голландцы De Molen указывают на своих этикетках, какие виды хмеля и солода применялись, и пишут такие расчетные штуки, как единицы горечи. Но прежде всего пиво – это тот напиток, который должен приносить удовольствие и быть прекрасно сбалансирован.

KYKY: У вас стоят на полках бутылки от лимитированных серий различных крафтовых сортов пива мира, которые привозят из-за границы друзья. Какое было самое дорогое пиво и что сейчас на полке в Минске стоит дороже всего?

Из Америки нам привезли лимитированный кисленький сауэр с дикой вишней, выдержанный в бочках от шардоне – он стоил 50 долларов за бутылку. Самая дорогая бутылка пива в BeerСap стоит 45 рублей. Это Mikkeller производства Дании, пиво спонтанного брожения, без добавления пивных дрожжей. В бельгийских траппистских монастырях делают пиво спонтанного брожения, но с добавлением пивных дрожжей на открытом воздухе – тут результат можно предсказать, в отличие от датского образца. Здесь история получилась следующая: в процессе ферментации после варки в подготовленное сырье вместо дрожжей просто высыпали вишню. А на каждом фрукте или овоще, если вы не знали, живут свои собственные дрожжи, запускающие брожение. И в этом пиве спонтанное брожение было вызвано именно этими «дикими» вишневыми дрожжами, которые дали слегка узнаваемый оттенок ягоды. Такого продукта не может быть много, и он не может стоить один рубль. Вы можете высыпать в основу своего продукта тонну вишни – и ничего не получится. В этой партии 1400 бутылок, каждая из них пронумерована, и цена в 20 евро за шедевр вполне оправдана. Самое смешное, что в Дании такая бутылка в фирменном магазине обойдется в 19 евро, мы подошли очень взвешенно к ценообразованию с данным пивом, чтобы просто дать ценителям возможность попробовать его.

Пиво, которое стоит 45 рублейПиво, которое стоит 45 рублей

KYKY: А кто является целевой аудиторией такого пива? И как люди приходят к тому, что надо пить именно крафт?

К сожалению, культура пития у нас тоже пока в зародыше. Но постепенно появляется прослойка из людей, например, работающих в IТ-сфере, творческих ребят, которые пытаются разбираться, создать свое сообщество. Помогают социальные сети, позволяющие общаться биргикам, ценителям и специалистам в пиве. Большинство потребителей к крафту приводит природная любознательность и желание попробовать какой-то необычный стиль любимого напитка. Крафт не принято пить большими количествами, а почему после трудового дня не позволить себе 100-150 грамм насыщенного и интересного пива?

Это даст своего рода релакс. И независимость, в том числе и от алкоголя, если вдуматься.

Развивая культуру потребления, мы сместим акцент на качество потребления, в этом нам и видится прорыв и революционность. А чрезмерно употреблять в жизни вообще ничего не стоит, все в ней должно быть только в удовольствие.

4 Дек. 2017

 

Стаут на грани фантастики. Почему в Беларуси нереально быть успешным крафтовым пивоваром

">

Реклама

BVM20_100x100_RU

Фильтр для пива

gea

gea

rus-stat.com

Темы статей
Счетчики


Для пресс-службы