Россия. По 0,33 — только коктейли

Слухи о том, что с 1 декабря пиво будет выпускаться только в 330-миллилитровых упаковках, оказались сильно преувеличены. Переход на мини-тару предусмотрен только для слабоалкогольных напитков, разъяснили «Вечернему Петербургу» в одной из крупнейших пивоваренных компаний города.
— Строго говоря, слабоалкогольные напитки — это те, в которые алкоголь добавлен в процессе приготовления, — просветили нас специалисты, — а не те, в которых спирт выработался в процессе естественного брожения. Под слабоалкогольными мы подразумеваем различные коктейли, софт-дринки, но не пиво. Это международное определение, которого придерживается и наша страна. Еще в 1957 году Советский Союз подписал международное соглашение, утвердившее международный сертификат товаров и услуг, согласно которому пиво не относится к категории алкогольных напитков.

Продажа слабоалкогольных напитков исключительно в малых дозах—один из пунктов новой антиалкогольной доктрины, озвученной в конце прошлой недели. 12 августа в Сочи состоялось совещание о мерах по снижению потребления алкоголя, по итогам которого президент РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений правительству.

Итак, правительству поручено: отнести к слабоалкогольным напиткам продукцию с содержанием в ней добавленного в процессе производства этилового спирта не более 7% от объема готовой продукции; ограничить объем потребительских упаковок слабоалкогольных напитков до 330 мл; указывать на потребительской упаковке слабоалкогольных напитков информацию о содержании алкоголя как в 100 мл данной продукции, так и в объеме потребительской упаковки; наносить на потребительскую упаковку алкогольной продукции и слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, контрастную предупредительную надпись о вреде алкоголя для здоровья, занимающую не менее 20% от ее площади.

В развитие доктрины ряд депутатов Госдумы и сенаторов выступили с предложением поправок в законодательство, запрещающих розничную продажу пива в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук и лотков, а также на вокзалах.

Наметившиеся гонения на пиво огорчают специалистов.

— Это заблуждение, будто при ограничении потребления пива мы счастливо заживем, —считает директор по корпоративным связям и информации крупной пивоваренной компании Алексей Кедрин. — По данным Госстата, структура потребления спирта в чистом виде в стране такова: одну треть население получает в составе напитков, содержащих малые дозы алкоголя, то есть в составе вина, пива, коктейлей. А две трети — из крепкого алкоголя, в котором не сосчитан контрафакт, изготовляемый на заводах в ночные смены, а также разные «красные шапочки». Что лучше? В европейских странах соотношение противоположное. 2/3 приходятся на вино и пиво, 1/3 на крепкие напитки. Алкоголизация населения при этом, соответственно, намного меньше. Сейчас у нас в целях борьбы с алкоголизмом предполагают увеличить пивные акцизы в три раза, а водочные — всего на 10 процентов. Пиво, таким образом, станет менее доступным, а водка — приближенной к потребителю.

Предыдущая масштабная антиалкогольная кампания проводилась в стране в середине восьмидесятых годов прошлого века и впоследствии однозначно была признана неэффективной. Станет ли удачной нынешняя? С прогнозами и мнениями экспертов на этот счет вы сможете ознакомиться в ближайших выпусках «Вечернего Петербурга».

АЛКОГОЛЬНАЯ ГАЗИРОВКА — ПУТЬ К НЕВРОЗАМ

Александр НЕМЦОВ, доктор медицинских наук, руководитель отдела Московского НИИ психиатрии: — Если говорить о вреде газированных слабоалкогольных и энергетических напитков, сладких и в силу этого привлекательных для молодых людей, то я категорически против них. Эти напитки дают очень опасное сочетание разноплановых элементов. Содержащийся в них алкоголь подавляет деятельность нервной системы. Энергетические добавки — напротив, стимуляторы психических процессов. В итоге при употреблении идет расшатывание психики, что может привести к невротическим состояниям — повышенной раздражительности, бессоннице. Дойти до алкоголизма с этими напитками трудно. Но и здоровья они не приносят. Что касается уменьшения размера упаковки — приветствую. Но это существенно не повлияет на потребление алкоголя. Если человек выпьет 0,33 и не получит желаемого опьянения, он возьмет следующую банку, и получится уже не пол-литра, а 0,66. В организме человека нет ни одного органа, который бы не страдал от алкогольного злоупотребления. Поэтому мне понятно беспокойство наших руководителей, вызванное депопуляцией, то есть сокращением численности населения. Однако назвать новые предлагаемые меры антиалкогольной доктриной я бы не решился, это скорее полумеры. Кроме того, я не знаю ни одного специалиста, который бы привлекался к ее разработке.

Вечерний Петербург