«Белорусский рынок»: «Оливарию» хотят национализировать. Частное предприятие собираются наказать за невыполнение прогнозных показателей

Вердикт, вынесенный двум негосударственным предприятиям по итогам их работы за первые 4 месяца на совещании у вице-премьера А. Попкова, где подводились итоги работы предприятий концерна «Белгоспищепром», вызвал шоковую реакцию у большинства присутствующих: Минэкономики совместно с концерном «Белгоспищепром» было поручено подготовить и внести в Совет министров предложения о национализации ОАО «Пивзавод «Оливария» и «Беллакт».
В нашей стране удивляться уже вроде бы нечему — сколько до сих пор принималось одиозных и противоречащих здравому смыслу решений… Однако столь суровый приговор двум частным предприятиям, в капитале которых нет ни одной государственной акции, вызывает абсолютное недоумение.
Неужели ситуация в этих акционерных обществах столь безнадежна, что вынудила государство прибегнуть к крайним мерам? Оказывается, причина — «невыполнение данными предприятиями нормативных документов и постановлений правительства в части выплаты заработной платы и выполнения целевых прогнозных показателей».
Формулировка очень многообещающая. Если следовать подобной логике, то Беларусь в скором времени ожидает кампания национализации. Все понимают, что экономическая ситуация в стране не улучшается. Нет притока инвестиций, нет реальной приватизации, а поэтому продолжают деградировать не только государственные, но и негосударственные предприятия — кто успел пройти первый этап разгосударствления.
Новая «страшилка»
«Оливария» и «Беллакт» — акционерные общества, не имеющие, повторим, ни одной госакции в своем капитале. Тем не менее, при создании концерна «Белгоспищепром» президентским указом они были включены в его состав.
Информация о возможной национализации стала шоком для работников обоих предприятий. «Беллакт» выполнил задание по темпам роста, но имеет некоторые проблемы с выплатой зарплаты. На «Оливарии» зарплату выплачивают вовремя, не имеют задолженности по налогам и за энергоресурсы. Что касается объемов, то отставание за первые 4 месяца, по словам директора «Оливарии» Николая Дудко, составило около 14%. Однако по итогам работы за 5 месяцев производство уже вышло на уровень 97%, а за полугодие, по прогнозам директора, должно составить 101%.
«Испугались и наверстали отставание?» — задаю вопрос директору. «Мы не просто испугались, а все испытали шок, потому что в этом решении нет смысла, — говорит Н. Дудко. — А что касается темпов, то акционерное общество само заинтересовано работать лучше и зарабатывать больше прибыли, потому что от этого зависит благосостояние каждого работника».
По словам Н. Дудко, неровная работа предприятия в начале года отчасти связана с проведением реконструкции. «Оливария» самостоятельно занимается обновлением производства, благодаря чему пиво столичного пивзавода приближается к европейским аналогам. Но, как знают специалисты, в ходе реконструкции возможны технологические остановки.
Пока объем производства здесь составляет 2-2,1 миллиона декалитров в год. Больше варить хмельного напитка столичный пивзавод не может, потому что не хватает мощностей. Но уже к следующему сезону здесь планируют закупить новое оборудование и увеличить объемы на 50%. А через 5 лет, согласно программе развития, на «Оливарии» собираются нарастить выпуск пива в 3 раза.
Поэтому на предприятии гадают, что же на самом деле стоит за решением о национализации. Многие расценивают его как попытку лишить предприятие самостоятельности — видно, кому-то очень приглянулось…
Принятое решение представляется тем более нелогичным, если вспомнить, сколько государственных пивоваренных предприятий находится на стадии закрытия. В Беларуси осталось 15 пивзаводов. За последние 3 года закрылось 4 предприятия, еще 5-7 заводов находятся на грани. Государство ничем не может помочь этим бедствующим предприятиям и в то же время хочет вернуть в госсобственность еще один завод. Зачем?
Стимулы помогли
В 1992 году Тамара Дудко возглавила самое безнадежное на тот момент предприятие Минска — столичный пивзавод. Оборудование было изношено до предела, коллектив практически развалился, денег не было и не предвиделось. В этой ситуации новый директор предприняла неожиданный шаг — она вывела предприятие из объединения «Крынiца».
Через два года на базе пивзавода было создано открытое акционерное общество «Оливария» (в переводе с греческого — «надежда»), а еще через год пивовары «Оливарии» получили первые золотые медали на конкурсах.
Однако на заводе выжимали из оборудования последние «соки»: оно было самортизировано более чем на 80%. Здесь понимали, что если не провести модернизацию, российские производители вытеснят их с рынка.
Акцизная политика (ставка акцизного налога, установленная для белорусских пивоваренных предприятий, летом 1998 года была в 2,7 раза выше, чем для российских заводов, а в 1999 году она стала выше в 5 раз), сдерживание цен, а также ряд других факторов приблизили белорусскую пивоваренную отрасль к кризису. Предприятия так и не смогли, как их российские коллеги, технически переоснаститься. И сегодня белорусским пивоварам соперничать с ними сложно.
Тем не менее в 1996 году — самом сложном для отечественных предприятий — на «Оливарии» приступили к реконструкции. Пока удалось сделать примерно треть от намеченного. Чтобы увеличить мощности завода в 4 раза, нужно вложить $10-12 миллионов. Завершить реконструкцию «Оливария» сможет либо самостоятельно (на что потребуется 5-6 лет), либо с помощью инвестора (в этом случае программу удастся выполнить за полгода). Работа идет в обоих направлениях.
Стоит заметить, что на этапе акционирования предприятие практически не представляло интереса для сторонних инвесторов из-за своей технологической обреченности. Видимо, этим и объясняется тот факт, что первичный передел собственности на «Оливарии» прошел без особых потрясений (впрочем, некоторые именно с этим процессом связывают убийство предшественника Т. Дудко).
Сложившаяся несколько лет назад структура собственности в акционерном обществе не изменилась до настоящего времени: 60% акций — у трудового коллектива, остальные 40% раскупили жители Беларуси за приватизационные чеки «Имущество».
Один из чиновников бросил упрек руководству «Оливарии» в том, что оно до сих пор не привлекло инвестора. Директор эту ситуацию комментирует так: «По причине низкого технологического уровня мы до недавнего времени не представляли особого интереса для серьезных инвесторов, а продаваться за бесценок просто неразумно».
Известно, что сегодня потенциальные инвесторы (в том числе российская компания «ПИТ») ведут переговоры с «Оливарией». Их привлекает торговая марка, стабильное производство и т. д. Правда, никаких договоренностей пока не подписано.
По словам Н. Дудко, потрясение, которое испытали белорусские пивовары после экспансии россиян на отечественный рынок, уже прошло. Они научились бороться с конкурентами рыночными способами и верят в свои силы. Как и в то, что «Балтика» не поставит крест на всей пивоваренной промышленности страны. Но государство должно проводить в отношении национальных производителей разумную политику, подчеркивает руководитель «Оливарии».
Минэкономики против
По имеющейся информации, Минэкономики высказалось против предложенной национализации «Оливарии» и «Беллакта». Аналогичную позицию занял и концерн «Белгоспищепром». Аргументов несколько. Нет правовой базы — закон о национализации в Беларуси пока разрабатывается, а в Конституции на этот счет четко сказано, что национализация должна проводиться на платной, возмездной основе.
Нужные расчеты сделали, и как раз они помогли отрезвить многих: процедура национализации только «Оливарии» будет стоить для отечественного бюджета 20 миллиардов BYR.
В Минэкономики считают, что прибегать к такой мере следует в крайних случаях. Причем орган госуправления должен выступать гарантом того, что сможет обеспечить эффективную работу данного предприятия — разработать соответствующую программу с указанием объема инвестиций и т. д. Думается, сегодня таких гарантий публично не даст ни одно министерство или концерн.
В данном решении больше всего удивляет позиция чиновников, принимающих столь ответственные решения. Никто из них не подумал о последствиях. Какой инвестор пойдет в страну, где так лихо и абсолютно безосновательно размахивают флагом национализации?