«Белорусский рынок»: «Белпиво» приказано ликвидировать или как в нашей стране борются за выполнение прогнозных показателей и снижение себестоимости

Вице-премьер Александр Попков приказал концерну «Белгоспищепром» ликвидировать отраслевую ассоциацию «Белпиво». Обсуждать приказы не принято. «Белгоспищепром» в свою очередь спустил это требование «вниз», на предприятия, которые должны определиться с членством в корпоративном союзе.
Данное поручение А. Попкова мотивировано необходимостью строгого выполнения пивоваренной отраслью своих прогнозных показателей, а также жестким требованием снижать себестоимость выпускаемой продукции, то есть пива.
Ассоциация «Белпиво» была создана в 1999 году по инициативе белорусских директоров пивзаводов и Тамары Дудко, которая в то время возглавляла столичный пивзавод «Оливария», была одной из самых влиятельных фигур в белорусском парламенте. Белорусские пивовары под ее руководством объединились в корпоративный союз, чтобы отстаивать свои интересы и цивилизованно лоббировать принятие правительственных решений, направленных на развитие отрасли.
Появление такой структуры было насущной необходимостью, ибо отечественные пивовары в то время стремительно теряли свои позиции, что стало следствием недальновидной правительственной политики по отношению к производителям хмельного напитка.
Фискальные акцизы, жесткое ценовое регулирование, неразумная сырьевая ориентация однозначно вели пивоваренные предприятия к деградации и потере ими белорусского рынка. Директора заводов не хотели с этим мириться. Именно поэтому был создан отраслевой союз, который пытался обратить внимание правительства на эти проблемы.
Руководители предприятий, которые сегодня входят в «Белпиво», достаточно критично относятся к деятельности отраслевой ассоциации. Невзирая на ее усилия, отечественная пивоваренная отрасль продолжает деградировать. Производство отечественного пива падает, пивзаводы прекращают свое существование (за последние 3 года закрылось 5 предприятий), а белорусский рынок осваивают российские производители. По оценкам «Белпива», в этом году только за полгода в Беларусь поставлено около 12 миллионов дал импортного пива.
Между тем, по словам президента «Белпива» Петра Чигирина, каждая выпитая бутылка отечественного пива пополняет белорусский бюджет на 100 BYR налогов. Сегодня же из-за того, что Беларусь держит свои «двери распахнутыми», в страну бесконтрольно хлынуло российское пиво. В результате белорусская казна, по оценкам ассоциации, теряет ежегодно более $20 миллионов.
Конечно, пока по своему общественному весу «Белпиво» никак не может сравниться с Союзом пивоваров России. Российский корпоративный союз создан по инициативе президента «Балтики» Таймураза Боллоева, который им сейчас руководит.
Он уже доказал, что может отстаивать интересы пивной отрасли. В частности, союз вышел победителем в противостоянии пивоваров с главным санитарным врачом России. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что российские пивовары — главные плательщики налогов в госказну. По налоговым поступлениям в бюджет России пиво занимает третье место после нефти и газа. Увы, пивные налоги в белорусском бюджете составляют жалкие 2-3%.
Однако несмотря на то, что пока «Белпиво» не играет заметной роли в решении проблем отечественных производителей, директора заводов отнеслись к инициативе вице-премьера без энтузиазма. Из 15 предприятий, входивших в «Белпиво», за сохранение своего членства в нем высказались 12.
Один из руководителей белорусского пивоваренного завода отметил, что «таким образом бороться с высокой себестоимостью не просто неразумно — это просто смешно». В исполнительной дирекции «Белпива» сейчас работают всего 2 человека. Затраты на ее содержание небольшие — примерно 100-200 тысяч BYR в месяц. Так, эти взносы, по словам одного из директоров, «не спасут экономику предприятий».
В целом затраты на содержание отраслевой ассоциации, отметил П. Чигирин, составляют ежемесячно 500 тысяч BYR (зарплата, аренда помещения плюс налоги). Комментируя ситуацию, он отметил, что за свое место не держится. «Мне за державу обидно. Обидно, что идет непонятная возня, а дело рассыпается», — сказал президент «Белпива».
При этом он подчеркнул: обиднее всего, что близорукая политика белорусского правительства направлена в первую очередь на поддержку российских конкурентов.
По его словам, вместо того чтобы создавать условия для работы белорусских пивзаводов — дать им возможность заработать и провести техперевооружение, правительство проводит совершенно противоположный курс.
Не секрет, что многие заводы, чтобы удержаться на плаву, вынуждены заниматься производством побочной продукции. То есть «делают» свою экономику преимущественно за счет выпуска крепленого вина.
П. Чигирин категорически не согласен с политикой, требующей от пивоваров выполнения темпов любой ценой. Это ведет к потере качества белорусского пива и утрате доверия у покупателей. А в нынешней ситуации это требование ведет еще и к полному вымыванию оборотных средств у предприятий. Долги торговли белорусским пивзаводам на сегодня достигли 3-месячного объема их товарной продукции.
Выполнить приказ вице-премьера о ликвидации «Белпива» оказалось непросто. Согласно уставу «Белпива», ассоциация может быть ликвидирована только по единодушному решению всех ее участников и учредителей.
Тем не менее, отметил собеседник в правительстве, «сейчас над этой задачей мучаются юристы — ищут нужную формулировку».
В связи с этим, по некоторым данным, сроки «ликвидации» «Белпива» отодвинуты до конца июля — начала августа текущего года.
В любом цивилизованном государстве правительство работает в паре с общественными корпоративными объединениями, что помогает ему принимать грамотные управленческие решения и эффективно влиять на развитие отрасли. В Беларуси государство все больше давит на административный рычаг. В такой ситуации сохранить свое влияние и вес корпоративным объединениям будет непросто.
Комментируя сложившуюся ситуацию, директор одного из крупнейших пивоваренных заводов обратил внимание на то, что сейчас развитие пивной отрасли в Беларуси может пойти по двум направлениям.
Первое — оставить все, как есть, и наблюдать за теми, кто выживет. В конечном итоге выживет примерно 1/3 заводов, которые имеют шанс через 5-6 лет достичь уровня российских предприятий.
Второе — государство в течение двух лет проводит в отношении отечественных предприятий исключительно грамотную политику, благодаря чему у них появляется шанс сравняться по своим техническим возможностям с российскими предприятиями. «Если государство заинтересовано получать налоги, оно должно выбрать один из двух вариантов», — отметил собеседник.