«Российская газета»: Вот пиво кончится, акциз останется?

Представители ведущих пивоваренных предприятий страны встречают лето с определенной опаской. Казалось бы, поводов для беспокойства нет — пивная индустрия остается одной из наиболее быстро развивающихся отраслей отечественной промышленности. О том свидетельствуют и стремительные темпы роста этого сектора рынка — в первом квартале 2002 года аналитики отметили увеличение объемов производства на целых 25%. Пивовары продолжают активно расширять свои мощности и наращивать производство слабоалкогольной и безалкогольной продукции.
Большинство из крупнейших российских пивоваренных компаний, подводя итоги 2001-го и первого квартала 2002 года, регулярно сообщали о растущих прибылях. Из пресс-служб ведущих пивоваренных компаний идут сообщения о выплате самых крупных за все годы дивидендов. Исключением стал лишь холдинг «Sun-Interbrew», который, потратившись на рекламу, закончил первый квартал с минусом.
Успехи отрасли заметно привлекают иностранных инвесторов. Недавно стало известно о серии проектов, которые подтверждают готовность ведущих пивных фирм мира закреплять свои позиции на российском рынке. К примеру, датский пивной гигант «Carlsberg» вместе с пивоваренным заводом «Вена» (Санкт-Петербург) и Европейским банком реконструкции и развития на днях завершили программу модернизации российского предприятия стоимостью $27 миллионов. Голландская группа «Хайнекен» просто купила небезызвестный завод «Браво».
Российские пивовары сами не скупятся на инвестиции как внутри страны, так и в ближнем зарубежье. Дальше всех решило пойти крупнейшее отечественное предприятие «Балтика». Помимо планов строительства новых заводов в Самаре и Хабаровске петербургская компания планирует всерьез обосноваться в
Беларуси и на Украине. Но если после затянувшихся переговоров с президентом Беларуси Александром Лукашенко вопрос будущего сотрудничества «Балтики» с заводом «Крыница» можно считать решенным, то перспективы пивной экспансии на Украину пока еще не ясны. Кроме этих проектов «Балтика» уже подписала лицензионное соглашение с латвийской пивоваренной компанией «Алдарис» на производство «Балтики N1» и «Пшеничного».
После нескольких лет работы исключительно со стеклянной тарой на «Балтике» начали активно разливать пиво в банки. Даже свою последнюю новинку — пивные коктейли «Пати-микс» — пивовары выпустили все в той же экологичной и удобной алюминиевой таре. За считанные месяцы «Балтика» стала российским лидером по производству баночного пива — сегодня на долю этого крупнейшего отечественного производителя приходится 56% напитка.
Сначала «Балтика», стремясь поддержать минимальный уровень цен на баночное пиво, покупала алюминиевую тару в основном за рубежом — российская была дороже. Но алюминиевый интерес российских пивоваров не остался незамеченным — на рубеже 2001-2002 годов Минэкономразвития с поддержкой алюминиевого лобби инициировало повышение ввозных пошлин на алюминиевые банки. Результат известен — в апреле компания «Балтика» объявила о том, что вынуждена отказаться от сдерживания цен на баночную продукцию.
Таможенные чудеса с банками тем более удивительны, что сегодня между производителями алюминиевой тары в России развернулась острейшая конкуренция. К примеру, в борьбу за право построить собственный завод по производству алюминиевых банок под Петербургом — как можно понять, «поближе к «Балтике», — уже вступили польская компания «Can Pack SA» и ее российский соперник — компания «Ростар». Помимо них на расширение сотрудничества с той же «Балтикой», а также с комбинатом имени Степана Разина, тоже разворачивающим собственную линию по выпуску пива в алюминиевой таре, и другими российскими предприятиями вполне откровенно рассчитывают и в шведской компании «Rexam».
Есть у пивоваров и другой повод для беспокойства — пресловутый акциз. Сегодня, точнее, с начала нынешнего года, он для пива равен 25%, и по-настоящему прочувствовали его пивовары только накануне лета, когда пришло время отчитываться за первый квартал. Пиво уже подорожало, и тут же — накануне самого пивного сезона — пошли на убыль темпы прироста его потребления, а значит, снизятся и темпы роста его производства. А это вполне может сказаться и на ценах.
«Российская газета»