Обзор рынка производства российского пива

Экономическая география
Производство пива в России приняло промышленные масштабы в конце XVIII века в Санкт-Петербурге. С тех пор Питер прочно удерживает за собой пальму пивного первенства — каждая третья бутылка отечественного пива разливается именно здесь.
Шальная императрица
Пиво на Руси варили с XV века, но исключительно в домашних условиях. О промышленном производстве напитка задумались только заезжие иностранцы. В 1795 году придворный пекарь Абрахам Крон получил у императрицы Екатерины II ссуду в 30 тысяч рублей и построил пивоваренный завод на берегу Невы вблизи Александро-Невской лавры.
Свой завод в Петербурге был и у семьи англичанина Казалета. Пивоварня находилась на месте деревни Калинкин. В 1848 году Казалет и Крон объединили свои предприятия, и первый российский холдинг варил знаменитое пиво «Калинкинъ». Это пиво до сих пор выпускает питерский завод имени Степана Разина. И хотя Калинкинский пивоваренный завод был основан только в середине XIX века, на «Степане Разине» отсчитывают свою историю с появления завода близ лавры.
Имя бунтаря Степана Разина пивоварне в 1923 году присвоили остроумные руководители питерского пищепрома. Завод назывался по-пролетарски просто — «Стенька Разин». Во времена позднего социализма такой вольности себе не позволяли, и предприятие стало именоваться «Объединением имени Степана Разина».
До советского пищепрома особым вниманием к питерской пивоваренной промышленности отличился император Александр II. В 1863 году — почти сразу после освобождения крепостных крестьян — на Петровском острове, на месте бывшего сахарного завода, открыли пивоварню «Бавария». В дело вложились мюнхенские банкиры. «Бавария» варила 600 тысяч ведер пива и эля в год. После октябрьского переворота «Бавария» стала «Красной» и все питерские заводы как один начали варить «Жигулевское» и «Колос», иногда разбавляя ассортимент «Рижским», «Славянским» или «Мартовским».
Во времена советской власти только завод «Вена» сохранил свое историческое название. Его основателем считается австрийское пивоваренное АО «Liesener Brauerei». Предприятие открылось в 1872 году за Невской заставой, недалеко от Императорского фарфорового завода. Через десять лет компанию наградили золотой медалью Европейского общества наук за качество пива.
До эпохи приватизации «Вена» и «Бавария» входили в Ленинградское производственное объединение имени Степана Разина. За последнее десятилетие пивные заводы Питера были скуплены иностранцами. Скандинавский «Baltic Bevereges Holding» («ВВН») владеет «Веной» и «Балтикой». «Бавария» вошла в международную группу «Sun-Interbrew». Компания «Heineken» выпускает питерское пиво «Бочкарев». Только «Степан Разин» остался российской пивоварней.
В набежавшую волну
«Степан Разин» сегодня — это семейный бизнес президента пивоваренного завода Гиа Гвичии. Он и его жена Хатуна владеют контрольным пакетом акций предприятия. Двоюродный брат Гиа — гендиректор «Степана Разина». Семья контролирует пивоваренные заводы в Выборге и Череповце. Недавно приобрели стекольный завод в Чагоде (Вологодская область). Большинство менеджеров высшего звена пивзавода — уроженцы Грузии, поэтому на заводе шутят, что и горячий Степан Разин был выходцем с Кавказа.
Вопрос о собственниках предприятия мало занимает любителей пива. «Степан Разин» — самое популярное пиво в Петербурге. Завод контролирует 40% питерского рынка. Одни говорят, что это сила привычки: как-никак несколько поколений пили «Стенькино» пиво. Другие замечают, что это пиво одно из самых дешевых в Петербурге (бутылка стоит 10-12 рублей). Считается, что «Степан Разин» — пиво народное. Его любят рабочие, военные и студенты. Для молодого потребителя выпустили светлое легкое пиво «Студенческое». Завод выпускает 12 сортов пива и в год разливает более 16 миллионов декалитров.
Вообще, по данным Госкомстата, в России производят 630 миллионов декалитров пива в год. На душу населения приходится по 45 литров, то есть по 90 бутылок. В нынешнем году рынок подрастет на 13%, а в 2003 году, считают эксперты рынка, среднестатистический россиянин выпьет 57 литров пива.
Свежее пиво «Степан Разин» развозит по Питеру и области единственный в городе пивовоз. Старая автоцистерна объезжает уцелевшие кое-где пивные ларьки, воспетые еще Довлатовым.
Непосредственным приготовлением пива обычно занято пять-шесть человек. Пока пиво дображивает в огромных танках, инженеры-технологи следят за процессом на электронном табло и мониторе компьютера. Но все равно показатели по привычке переписывают в толстые журналы.
Инженер-технолог Михаил Ромашко ловко расставляет в потрепанных книгах крючки цифр с запятыми. Вообще, по образованию он — инженер-радиоэлектронщик. Недавно закончил питерский Военмех. Но крепить оборону за две тысячи рублей в месяц отказался и варит крепкое пиво на «Степане Разине», получая в четыре раза больше.
Маркетологи «Степана Разина» всячески подчеркивают, что пиво соответствует всем пивным законам и правилам. Мол, еще Петр I учил Россию жить по стандартам. Теперь «Степан Разин» продается под рекламным девизом «Ординар русского пива». Пивзавод предлагает свое пиво и москвичам, но пока занимает незначительную долю московского и менее 1% российского рынка.
Венская опера
«Степан Разин» еще осваивает столичный рынок, а пивоваренный завод «Вена» предлагает россиянам дорогие сорта пива класса премиум: «Невское», «Tuborg» и «Sinebrychoff». Для российского потребителя «Невское» и Tuborg — дорогое удовольствие: стоят в два раза дороже (до 25 рублей за бутылку), чем обычные сорта пива. Поэтому венское хорошо продается только в крупных городах, где уже есть состоятельный покупатель. В Москве пиво от «Вены» пьют 6%, в Питере — 13% потребителей.
Утверждают, что спрос на пиво класса премиум постоянно растет.
«Вена» разливает в год около 12 миллионов декалитров пива и занимает пока 1,5% российского рынка пива. К июню мощности увеличат в два раза. На расширение производства потратили $27 миллионов, смонтировали новую линию розлива, открыли представительство в Екатеринбурге. Теперь «Вена» будет выпускать 24 миллионов декалитров пива в год.
«Вена» — первый в России завод, который стал продавать пиво в КЕГах: в бочки для баров венское разливают с 1996 года. И один из немногих, который не признает пластиковых бутылок. Кстати, все питерские пивовары утверждают, что пиво и пластиковые бутылки — вещи несовместимые.
Иностранных хозяев на «Вене» уважают. За заботу и инвестиции. Например, в заводской столовой рабочих «Вены» за счет компании потчуют блюдами кухни народов мира — тайскими, японскими, мексиканскими. Старое оборудование завода заменили полностью. И если раньше в лаборатории завода пробы пива брали, извините, отечественной клизмой, то теперь — импортными шприцами.
Наталья Настенко работает на «Вене» девять лет. В лаборатории гордятся пивоанализатором австрийской фирмы «Anton Paar». За несколько секунд аппарат проведет химический анализ пива. Прибор ласково зовут «Антошей». Говорят, что такие анализаторы часто ломаются, а в венской лаборатории — нет. «Заботиться о нем надо и относиться бережно», — замечает Наталья Настенко. Она уже двадцать лет занимается пивом. Закончила Воронежский технологический, направили на Ленинградское объединение имени Степана Разина. Родители были в ужасе, когда узнали, что дочь работает в лагерных подвалах, — а цех для выдержки пива действительно так назывался, ведь там не отбывали наказание, а хранили лагерное, то есть светлое, пиво.
На «Степане Разине» Наталья Настенко работала вместе с основателем «Балтики» Таймуразом Боллоевым. «Это теперь он — Таймураз Казбекович, а в то время его все звали Тимуром. Он тогда в бродильном цехе инженером работал», — вспоминает Наталья.
Балтийское море
В бродильном цехе «Степана Разина» Боллоев «созрел» до должности президента пивоваренной компании «Балтика». Теперь любой ребенок знает все о пиве «Балтика» и о том, кто его варит. Специальные экскурсоводы обслуживают гостей завода. Они часто водят по цехам предприятия экскурсии, и рассказ о процессе пивоварения напоминает детский утренник. В цехах завода построены специальные пешеходные зоны, сделаны смотровые площадки. Здесь каждому покажут, из чего варят пиво, как его разливают в банки и бутылки. Расскажут, что горячим суслом — пивным полуфабрикатом — можно лечить ангину.
На складе готовой продукции пояснят, в какие регионы поставляют пиво. Пока гости наблюдают за снующими погрузчиками с бортовыми компьютерами, экскурсоводы напомнят, что «Балтика» варит более 86 миллионов дал пива в год, доля компании на отечественном рынке пива 22,5%. Среди европейских брендов «Балтика» занимает четвертое место по объемам продаж. И уступает только «Heineken», «Amstel» и «Kronenborg».
Над каждой работающей линией висит поясняющая табличка: когда установлено оборудование, какова его мощность, сколько стоит. Не пивзавод, а музей. Объем капиталовложений в развитие компании в прошлом году составил $115 миллионов. «Это максимальный показатель за все годы развития «Балтики», — торжественно объявляет экскурсовод, и делегация заходит в цех розлива. Что он говорит дальше, никто уже не слышит: грохот бутылок заглушает все. У моечной машины видно, какое пиво предпочитают в России. Мелькают этикетки: «Очаково», «Арсенальное», «Бочкарев», «Степан Разин», «Балтика N9» и «Балтика N3».
Нумерация на пиве «Балтика» появилась в начале 90-х, когда владелец «Балтики» — холдинг «BBH» — ввел систему, принятую в Скандинавии. Нечетными цифрами обозначают светлое пиво, четными — темное. Чем крепче пиво, тем больше порядковый номер. Потребитель иногда и не знает, как называется пиво «Балтики» — светлое, особое или портер. Он помнит, что пьет «тройку», «четверку» или «шестерку». На Балтике выпустили уже одиннадцать сортов (от безалкогольной «нулевки» до миндальной «десятки»). Без номеров остались только «Медовое» и пиво класса премиум «Парнас». Авторство всех сортов приписывают Таймуразу Боллоеву. Его автограф стоит на всех этикетках.
Второй номер присвоили пивным коктейлям «Пати-микс»: пиво смешивается с вишневым, лимонным или апельсиновым концентратом. На «Балтике» поясняют, что выпустили коктейли в порядке эксперимента. Ориентировались на легкий немецкий напиток «Radler», но русский вариант покрепче («Radler» — 2%, а «Пати-микс» — до 4% алкоголя).
Конкуренты «Балтики» отмечают, что состоятельный Боллоев не скупится на рекламу. В день города над Петербургом парит фирменный синий дирижабль, сделанный по заказу Боллоева в Англии. По ресторанам дорогих питерских гостиниц КЕГи с пивом развозит четверка лошадей. Напротив завода построили конюшню. Здесь живут десять тяжеловозов — першеронов серой масти. Породу вывели во Франции специально для развозки пива. Многие европейские компании возят пиво на лошадях. В России такую роскошь позволяет себе только «Балтика». Недавно все богатство «Балтики» застраховал «Ингосстрах». Имущество компании оценили в $700 миллионов.
В нынешнем году российское пиво впервые сварят за рубежом. «Балтика» подписала лицензионное соглашение с латвийской пивоваренной компанией «Aldaris» на производство «единицы» и «пшеничного». А на «Балтике» в Ростове-на-Дону начнут варить датский «Carlsberg». Недавно датчане стали совладельцами компании «BBH» и настояли на выпуске своего пива. Пока «BBH» владели шведские и финские пивовары, Таймураз Боллоев отказывался выпускать лицензионное пиво. Теперь отошла в прошлое легенда о том, что «Балтика» — российская компания и пиво варит отечественное.
Подарочный вариант
Два предприимчивых исландца — Тор Бьорголфссон и Марк Торстейнсон — варят в Петербурге русское пиво под маркой «Бочкарев». Вложив в дело $150 миллионов, они построили на месте заброшенного деревоперерабатывающего комбината небольшой пивзавод. Большая часть его оборудования уже использовалась на заводах Германии — там его скупали по дешевке. В Германии нашли и пивовара. Немец Эрик Линднер, который более двадцати лет проработал в пивных компаниях Мюнхена, и стал автором русского пива «Бочкарев».
Говорят, заслуга исландцев не в том, что они построили новый завод, а в том, что придумали и раскрутили марку пива. За работу они получили $400 миллионов — в нынешнем году 100% акций компании купил «Heineken». Теперь «Бочкарев» — голландское пиво. А президент Исландии вручил бизнесменам титул почетных консулов. Дипломатическое представительство открыли на территории завода. Как шутят исландцы, в Петербурге самое большое представительство Исландии в мире.
До последнего времени завод «Бочкарев» мало кто видел изнутри. В отличие от других пивоваров, исландцы придерживались закрытой политики. Предприятие показали только во время недавнего визита в Россию президента Исландии Олавура Гримссона.
Завод небольшой, и удивительно, что такое компактное предприятие выпускает 25 миллионов дал пива в год. Варят в три смены. В цехах жарко и душно — кондиционеры не справляются. Специалисты говорят, что повышенная температура портит пиво и поэтому у «Бочкарева» не всегда устойчивый вкус. В одном цехе несколько линий разливают в бутылки и банки «Бочкарев», «Охоту», мюнхенский «Lowenbrau». Говорят, что немецкое пиво будут готовить еще год, но уже в конце этого года заменят на «Heineken». Его будут продавать в фирменных голландских бутылочках по 0,33 литра.
Во время проката фильма «Сибирский цирюльник» завод выпускал пиво «Юнкерское» с автографом Никиты Михалкова на банке. Подавали как пиво царской России, но, как известно, в то время самым популярным было «Трехгорное» и «Калинкин». Пиво мало рекламировали. Сам владелец бренда Никита Михалков признавался, что русскому пиву предпочитает чешское. После такого заявления продажи «Юнкерского» упали и его перестали выпускать. Но уже летом этого года компания выпустит новую опытную партию пива «Юнкерское». Сто тысяч штук в специальных бутылках без этикетки, но с гравировкой на стекле. Подарочный вариант.
Еще пива!
Так называемый элитный сорт пива — пива «не для всех» — придумал питерский бизнесмен Олег Тиньков. Четыре года назад на Казанской улице, в помещении бывшей столовой какого-то закрытого военного заведения, он открыл свой мини-завод по производству пива своего имени.
По легенде, Олег Тиньков нашел в семейном архиве старинный рецепт пива, которое с 1759 года выпускал на собственном пивоваренном заводе в Сибири его родственник Порфирий Тиньков. На самом деле пиво делают по немецкой технологии. Оборудование купили в Германии и варят нефильтрованное пиво. В год выпускают до 100 тысяч декалитров. На свое пиво Тиньков потратил около $10 миллионов. Установил линию розлива в пивные бутылки и пятилитровые бочонки. Пиво Тинькова — самое дорогое среди отечественных сортов. Бутылка емкостью в 0,33 литра стоит от 45 рублей, а в фирменном ресторане и вовсе 100 рублей.
У Тинькова свой потребитель: питерские бизнесмены и гости Петербурга. Туристы заходят в ресторан на Казанской, чтобы попробовать очередной сорт питерского пива и сфотографироваться на фоне мини-пивзавода. Одних посетителей привлекают концерты местных и заезжих поп-звезд, других — эротическое шоу, третьих — суши-бар, четвертых — трансляции хоккея и футбола на большом экране.
«Кухня здесь неважная. А пиво хорошее, — замечает один из посетителей, — кувшин-другой (кувшин — полтора литра) можно осилить. Пиво — оно для общения».
В прошлом году ресторан Тинькова открыли в Москве. На очереди — Новосибирск и Самара. Этим летом Тиньков планирует открыть свой небольшой пивной завод в Пушкине под Питером. Предприятие сможет выпускать до 2 миллионов декалитров пива в год.
С 1997 года питерцы собираются на пивной праздник. Пройдет ли питерский Пивной фестиваль этим летом — неизвестно. Возможно, он и не состоится. Отечественное пиво здорово раскрепощает, и горожане не перестают жаловаться, что Пивной фестиваль на несколько дней превращает центр города в огромный общественный туалет. Кстати, в плане празднования 300-летия Петербурга в 2003 году Пивного фестиваля нет. Не хотят засорять праздник. А питерское пиво и так вся страна знает.
ИА «БИНК»