Монастырское пиво

Пиво и монашеские ордена

Бенедиктинские корни пивных брендов
Пивовары-бенедиктинцы в Германии
Траппистское пиво
Пивовары-бенедиктинцы в Европе и США
Нищенствующие монахи на этикетках…
…и настоящие монахи

Монастырское, но не католическое?

Протестантское пиво
Православное пиво

С дохристианских времен и до позднего средневековья, пожалуй, любая крестьянка на территории современной Европы умела варить сброженый напиток из пророщеного зерна – прототип современного эля. Этот напиток был важным дополнением рациона, особенно в зимнее время, и варился по множеству рецептов. Но затем домашнее пивоварение вытеснили ремесленники-пивовары и монастыри. Причем именно монастырское пиво стало «брендированным», выделяющимся из пестрой массы продукции домохозяйств и средневекового общепита, которая иногда была опасна для употребления.

Зарождающееся в раннее средневековье пивоварение было наукой, которой только предстояло найти правильные решения и систематизировать опыт. Сделать это могли только служители церкви, поскольку больше было некому — крестьяне и ремесленники не умели читать. Монахи также умели отбирать лучшее из множества рецептов пива, так как, вопреки приписываемому догматизму, им было более естественно искать правильные решения, чем другим сословиям.

Монастыри были центрами накопления знаний, которые представляли собой сумму мнений и цитат — подобием Google Средневековья, по выражению философа Б. Гройса. Церковная школа схоластики способствовала изучению всего этого опыта, а обучение аристотелевской логике развивало критическое мышление. Кроме того, как и в современной научной среде, происходил обмен опытом с братьями из других монастырей, что выгодно отличало монахов от ремесленных пивоваров.

Как же так получилось, что сегодня по всей Европе действует до сотни монастырских пивоварен, а их роль на рынке пива очень незначительна, с точки зрения доли продаж? В частности, сохранившиеся пивоварни при католических монастырях являются слабым отголоском былого и никак не напоминают об их доминировании на рынке пива. Причин было несколько.

Сначала монастырские пивоварни разрушались и меняли хозяев под влиянием мощного движения Реформации – экспансии протестантизма и войны, ограничившей роль католичества в Европе.

Так, разогретые христианскими идеями Реформации, находясь под гнетом постоянно растущих податей, крестьяне стали выдвигать, в общем, справедливые требования сократить налоги, в том числе на нужды церкви, и отменить крепостной строй. В ответ на неадекватную реакцию феодалов началась Крестьянская война, которая продолжалась в 1524-1526 годах, затронула в основном южные регионы Германии. Но восстание было жестоко подавлено, а одним из его печальных итогов стало разорение многих монастырей.

Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. стала более масштабным и тяжелым испытанием, поскольку была направлена против самой Священной Римской империи и практически расколола Европу по религиозному признаку. Потери гражданского населения и экономики были огромны, особенно на территории Германии. И снова монастыри с их запасами и хозяйством становились излюбленной добычей солдат и разорялись во время наступлений.

Но еще большей бедой для католиков стала секуляризация* имущества церкви Наполеоном и его союзниками в 1803 году, которая привела к разрушению ведущей роли церкви в Европе, в том числе на ниве пивоварения. Большинство монастырских пивоварен тоже были «приватизированы», хотя некоторые со временем снова были возвращены тем или иным образом в собственность церкви.

* Секуляризация – изъятие чего-либо из церковного ведения и передача гражданскому, светскому ведению

Наконец с эпохой Возрождения и последующим расцветом естественных наук, пивоварение вышло на качественно новый уровень, стены монастырей стали ему тесны.

Сегодня мы наблюдаем новую волну возрождения монастырского пивоварения, связанную с интересом к штучной продукции, и духовно-историческому бэкграунду пива. Не последнюю роль играет желание материально помочь монастырю в его существовании и развитии.

Интересом к монастырскому пиву по возможности пользуются коммерческие пивоваренные компании. Хотя в пивоварении, так или иначе, задействованы до сотни монастырей, но в общем объеме продаж пива с монастырскими атрибутами безусловно доминируют бренды, которые не имеют к церкви прямого отношения.

Пиво и монашеские ордена

Католицизм – крупнейшее по численности направление в христианстве, которое исповедуют около 1.2 млрд. людей. Ключевую роль на рынке пива сыграли католические монашеские ордена, которые имеют разные уставы и идеологию. Поэтому их вклад в историю пивоварения качественно разный.

Основные идеи, которые отличают два крупнейших течения католицизма, заключаются в выборе: 1) идти к Богу через труд — для монахов орденов бенедиктинского устава и 2) идти к Богу через бедность — для нищенствующих орденов. Поэтому вполне естественно, что ключевую роль в развитии технологии пивоварения сыграла ветвь бенедиктинского устава. Они же сегодня формируют основу современного монастырского пивоварения. Зато хорошо знакомые любителям пива яркие образы монахов на упаковке почти все относятся к нищенствующим орденам.

Видимо, в силу присутствия реальных пивоварен, атрибуты орденов бенедиктинского устава привлекают меньшее внимание маркетологов, чем образы и персоналии нищенствующих орденов.

Скорее всего, в следующих главах мы перечислим не все пивоварни при католических монастырях, хотя бы, потому что их число в мире постоянно растет. Пивоварение – традиционный и, как оказалось, эффективный способ хозяйственной деятельности для современных монахов.

Также очень важным нам кажется аргумент бенедиктинцев из Норсии, о том, что пивоварение — это «поиск пути к тем людям, которые не интересуются религией», поскольку пивоварни являются точкой соприкосновения служителей церкви и мирян. А в последнее время католическая церковь стремится к большей открытости и большему участию в жизни общества, такие контакты ей необходимы. Поэтому в католических общинах по всему миру, там где это уместно, стоит ожидать открытия еще множества новых пивоварен.

Рассмотрим структуру католических орденов, пивоварен и монастырских брендов более подробно.

Бенедиктинские корни пивных брендов

«Молись и работай» — древний девиз бенедиктинского ордена, а его устав предписывал монахам строгое воздержание, послушание, интенсивный физический и умственный труд. За время своего существования (начиная с VI в.) бенедиктинские монастыри дали миру множество ученых, писателей, богословов и конечно, людей, талантливых в прикладных науках, в частности, пивоваров.

В Германию бенедиктинцы пришли из Англии еще в VIII веке с целью укрепить позиции Папы и христианства. Позже появились первые монастыри ордена. Сочетание усердия с творческим началом позволили немецким монахам создать запоминающиеся вкусы и первые пивные бренды. А способствовал этому технологический прорыв, который произошел в пивоварении.

Историки говорят, что в раннее средневековье бенедиктинцы впервые начали регулярно использовать хмель при варке пива. Благодаря хмелю срок хранения пива, а соответственно, и география его поставок выросли. Теперь продукцию монастыря стало возможным попробовать далеко за пределами региона, в котором варилось пиво.

В полной мере преимуществами хмеля воспользовались пивовары в монастырях Германии. Консервативные англичане, которые весьма преуспели к тому времени в технологии пивоварения, до XV века относились к хмелю с недоверием. Возможно, по этой причине сегодня не английское, а немецкое пиво стало именем нарицательным.

Традиционно пивоварни при монастырях варили особое пиво для подкрепления сил паломников. Но пиво, которое щедро разливалось бедным странникам, стучавшим в двери монастырей, могло также стать источником дохода. Бенедиктинцы в связи с самостоятельным обеспечением нуждались в деньгах. Поскольку монастыри вели активную экономическую и торговую жизнь, вполне естественно, что, усовершенствовав технологию, они перешли от производства пива для собственных нужд к обеспечению пивом близлежащих деревень и городов, а иногда и соседних регионов.

Так, согласно документу 1040 года, подлинность которого не подтверждена, бенедиктинскому епископу выдавалось разрешение торговать на территории города Фрайзинг пивом, сваренном в монастыре Weihenstephan. Эти разрешения, как и современные лицензии, не были бесплатными, но пивоварня, видимо, была не в убытке. Потому что компания с названием Weihenstephaner известна сегодня, как старейшая действующая пивоварня в Германии, хотя давно уже принадлежит не бенедиктинцам, а государству.

Со временем монастыри, уплачивая большие налоги и получая за это преференции от местных правителей, стали поставлять на рынок все больше пива и строить собственные таверны, отбирая долю рынка у ремесленников-пивоваров. Иногда недовольство пивных гильдий бурным развитием монастырских пивоварен доходило до такого предела, что выливалось в бунты. Тогда властям приходилось даже запрещать монастырям торговлю пивом, как это сделал император Сигизмунд в XV веке.

В 1803 году в Германии начался процесс секуляризации, практически уничтоживший монастырское пивоварение в его естественном виде. Правители германских государств воспользовались ослаблением католической церкви во времена наполеоновских войн, чтобы национализировать ее имущество.

На тот момент только в Баварии насчитывалось около 350 монастырских пивоварен. А по всей Германии, по некоторым оценкам, действовало порядка 500 пивоварен различных католических орденов. Лишь некоторые монастыри избежали потери своего имущества или установили договорные отношения с новыми владельцами, что позволило им продолжить варить пиво. Таким образом, в XIX веке монастыри перестали играть сколь-нибудь заметную роль на немецком рынке пива, хотя и оставили огромный след в истории пивоварения и в памяти немцев.

Пивовары-бенедиктинцы в Германии

На сегодняшний день нам известно о 19 пивоварнях в Германии при монастырях. Часть из них сохранила преемственность от старинных монастырей, часть была основана на новом месте. Некоторые из пивоварен перешли в частное владение, но сохранили имя и атрибуты монастырей при производстве пива (как упомянутый Weihenstephaner) и их тоже условно можно считать монастырскими.

Половина действующих монастырских пивоварен расположены в Баварии, где они привлекают внимание туристов как культурные объекты. Гости монастыря имеют возможность совместить приятное – кружку пива, выпитую в самой пивоварне или соседнем ресторанчике, с полезным – знакомством с немецкой историей.

Замковое здание пивоварни Klosterbrauerei Weltenburg расположено на живописном изгибе Дуная в Юго-Восточной Баварии. Это один из самых старинных сохранившихся в мире христианских монастырей в Германии. Он был основан шотландскими монахами в 620 году, а в следующем веке в монастыре был принят бенедиктинский устав. Согласно историческим данным, производство пива тут началось только в 1050 году, то есть на 10 лет позже, чем в монастыре Weihenstephan. После секуляризации 1803 года монастырь в 1842 году был возвращен в церковную собственность королем Людвигом I.

Годовой объем выпуска пивоварни составляет порядка 0.3 млн. дал. При этом пиво Weltenburger разливается в стенах самого монастыря. Туристы имеют возможность продегустировать его во время экскурсии на пивоварню или в пивном саду. Хотя объемы выпуска сравнительно небольшие, ассортимент пивоварни включает в себя около 10 классических и сезонных сортов немецкого пива.

В 1119 году один из бенедиктинских монастырей обосновался в баварском замке Scheyern, который унаследовал имя своего графа-основателя. В то же время при монастыре начала работать пивоварня, известная как Klosterbrauerei Scheyern. После национализации в 1803 году замок и пивоварня сравнительно быстро (в 1838 году) вернулись в управление бенедиктинцев. Пивоварня была сдана в аренду на продолжительный период, но после повторного возвращения монахам и проведенной реконструкции в 2006 году она продолжила работу. Монастырь пока не ставит перед собой амбициозных задач по географической экспансии, но ждет туристов, реализуя пиво в собственной таверне, местных ресторанах и на локальном рынке.

Пивоварня Klosterbrauerei Andechs завоевала мировую популярность, но не только как туристический объект с пивным садом, а также благодаря экспортной ориентации и сравнительно большим объемам выпуска пива – более 1 млн. дал в год. В супермаркетах разных стран можно встретить светлое пиво Andechser Bergbock Hell и темное — Andechser Doppelbock Dunkel. В США поставками пива в розницу занимаются два крупных дистрибутора.

Началась история пивоварни с 1391 года, когда бенедиктинцы основали монастырь, расположенный в живописной местности на горе между озерами Штарнберг и Аммерзее в Верхней Баварии. Эту гору и сам монастырь мы видим на этикетке бренда Andechs. Через 43 года после секуляризации, в 1846 году, монастырь был выкуплен королем Людвигом I и возвращен в собственность бенедиктинцев с именем св. Бонифация. Документально установлена дата начала производства пива – 1450 год, но конечно, сегодняшняя пивоварня, которая начала действовать в 1970 году с привлечением наемных работников – это совсем другой масштаб производства.

***

Ознакомительная версия. Объем полной версии статьи — 31 стр., 1 табл.
Чтобы получить по e-mail полную версию статьи в pdf, предлагаем купить ее сейчас ($10, по курсу) или связаться с менеджером.

2Checkout.com Inc. (Ohio, USA) is a payment facilitator for goods and services provided by Pivnoe Delo.

Полная версия статьи на английском языке доступна на сайте abbey.beer

Добавить комментарий