Что будет с крафтом, если мода на него пройдет

Фестиваль Borefts в голландском Бодегравене проводит одна из самых звездных крафтовых пивоварен Европы. Правила отбора жесткие. Тем приятнее увидеть в числе участников петербургскую пивоварню. Еще недавно это казалось нереальным, но случилось – из плохо сделанной копии российское крафтовое пиво постепенно превращается в нечто аутентичное, интересное. Хобби внезапно стало делом.

У Петербурга с крафтом особая история. Собственно, многие, кто стоял у истоков движения, начали работать именно здесь. Один из них – Сергей ГРИГОРЬЕВ, придумавший и проводящий крафтовый фестиваль «Магерфест».

– Эти пять лет были похожи на вечность: так много всего изменилось. Какие важные перемены в крафтовой, да и вообще пивной индустрии за последние пять лет ты считаешь позитивными, а какие негативными?
– Позитивные – в том, что движение разрослось, в том, что необычные сорта стали варить и заведомо индустриальные пивоварни. Один тот факт, что в Москве построена пивоварня, полностью ориентированная на выдержку пива в бочках, стоит усилий. Благодаря популярности крафта в России сейчас можно попробовать почти все интересные импортные сорта, даже те, о которых год назад нельзя было мечтать. Негатива тоже много, но он, наверное, по большей части связан с законодательными инициативами в этой сфере. Ну и то, что в движении сейчас много случайных людей, тоже раздражает. Хотя не мне судить, конечно.

– И что происходит сейчас с «пивным» законодательством? Насколько легальны крафтовые пивовары – в частности «контрактники»?
– Всех загоняют в ЕГАИС и в учет. Контрактное пивоварение с этим столкнулось. Но проблема решаема вполне законными методами. Ты договариваешься с дистрибьюторами или пивоварнями, работаешь с проверенными логистами. Да, это серьезно режет маржу, но что делать? Но вот то, что требования по учету меняются чуть ли не раз в неделю, ужасно выводит из себя. HoReCa сейчас в постоянном стрессе: что еще повесят, какую еще сотню дублирующих друг друга бумажек и отчетов напечатают?

– А как сейчас обстоят дела с сырьем? Ударили ли по крафту санкции?
– С сырьем все просто замечательно. Серьезно. Хмеля много разного, теперь даже бочки завезли для выдержки. Другое дело, что благодаря экономической обстановке цены на все это очень кусаются. Прямо плакать хочется.

– Каков же минимум затрат у пивовара-контрактника?
– Ну, без трех сотен тысяч на этот рынок лучше не выходить.

– То есть нельзя однажды проснуться и подумать: «А буду-ка я крафтовым пивоваром»?
– Можно. Если есть триста тысяч.

– Ты как раз из контрактников, и опыт у тебя богатый. Как тебе кажется, сейчас «официальные» пивоварни охотнее стали сотрудничать с подобными тебе людьми? Поменялись ли как-то условия сотрудничества?
– И да и нет. С одной стороны, охотнее, с другой – коллеги-контрактники слегка почву истоптали. Сунешься куда-нибудь, а там все мощности уже заняты. Или тебя заставляют платить предоплату даже за сырье – кто-то сварился и смылся. Или вообще не пускают, поскольку какие-то деятели выпустили сорт, который, мягко скажем, не совсем кондиционен, и радостно указали на пивоварню как автора «сюрприза». После этого контрактников туда уже не пустят.

– Как на российский крафт сейчас смотрят профессионалы с Запада? Есть ли какая-то положительная реакция?
– Приглашают на фестивали, а некоторые из коллег уже проникли на западный рынок. Там все без сантиментов: хороший продукт – значит, берут.

– А европейский лоск российский крафт приобрел или сейчас по-прежнему самые интересные идеи исходят от людей, которые варят на коленке?
– По-всякому. Идеи по-прежнему исходят от энтузиастов и первопроходцев, но воплощаются они уже и в больших масштабах. И это замечательно.

– Еще не так давно энтузиасты говорили: «Если не IPA, то кто?» Сейчас, очевидно, IPA переживает закат. Почему? И что, по твоему мнению, может его заменить?
– Сейчас все повернуты на кислых сортах, сортах с лактобактериями и «диких» элях, выдержанных в бочках. И если раньше кричали: «Горше, горше!», сейчас кричат: «Еще кислее давай!» Мода – никуда от нее не денешься. Другое дело, что как раньше за горечью, так сейчас за кислотностью можно спрятать недостатки и дефекты пива. Всегда можно сказать: «Я художник, я так вижу». Или: «Это не пиво скисло, это мы его намеренно таким сделали».

– Пять лет назад мы много говорили о пивной революции. В России она произошла, или до нее еще далеко?
– Далеко еще. Не надо тешиться локальным успехом. А то уже все повесили себе медали на грудь и счастливы, дескать – вот она, пришла. А мнение основано на ситуации в трех-четырех городах и двух успешных фестивалях. Пахать и пахать надо, просвещать и действовать. А не кичиться своими знаниями.

– Кстати, интересно: не развернулась ли публика обратно в сторону «китов» – промышленных лагеров или стаутов? Все-таки их качество стабильнее, а крафтовые сорта то появляются, то исчезают, то скисают (в прямом и переносном смысле).
– Нет, не развернулась пока. Заслуга «нового поколения» еще и в том, что потребитель стал больше экспериментировать, и, если говорить о марках, то, оставшись поклонником бельгийского, он «пересаживается» с индустриальных сортов на «семейные».

– Многих пивоваров мы лишились просто потому, что они наигрались в крафт, а теперь «занялись делом»?
– Что до пивоварен, которые «наигрались», то «помер Максим, и… никто не вспомнит». Значит, не игроки и были. Наоборот, региональные пивоварни раньше лепили на свои сорта название «живое», а сейчас стали лепить «крафтовое». Кого-то это выводит из себя, а меня только смешит.

– Меньше ли стало с годами традиционалистов, любящих только проверенное пиво или пробующих лишь то, о котором они ну хоть что-то слышали?
– Как ни странно, нет. Просто вектор чуть сдвинулся. И теперь я вижу больше несгибаемых поклонников, скажем, бельгийского, которые твердо стоят на своем. Как ни странно, появились упертые и среди любителей крафта: я пью пиво только от такой-то и такой-то пивоварни.

– Ты успел «выбежать» в собственный ресторанный бизнес и вернуться обратно к работе по найму. Что, с твоей точки зрения, лучше влияет на развитие крафтового дела: крупные солидные сети или те многочисленные щели, которые открываются и закрываются чуть ли не каждый день? Легко ли вообще сейчас продвигать крафт в барах?
– Ну, это не совсем работа по найму, но да, я работаю в известной сети. Продвигать трудно всюду. Дыра может закрыться и оставить тебя без денег или оборудования, а сеть может предъявить маловыполнимые требования или придушить по цене. Но у нас есть уже и крафтовые сети, и специальные подразделения и заведения от дистрибьюторов. А многие владельцы отличных баров открывают филиалы по России, так что без работы не останемся.

– Ты сам очень не любишь, когда вокруг чего-то начинает раскручиваться истерия. Не стали ли крафтовые пабы аналогами суши-баров и фермерских магазинов?
– Стали. Но пока в столицах. Я же первый и начал орать, что достала эта мода и оголтелые неофиты. Но ничего, скоро все хипстеры переключатся на каких-нибудь «правильных» съедобных морских свинок, а мы останемся. Другое дело, что истерия позволяет отъесть часть рынка и завоевать истинно лояльного потребителя. Во всем надо искать пользу.

Справка

Фестиваль российских крафтовых пивоварен «Магерфест» пройдет 25 декабря в клубе «Зал ожидания». В программе – крафтовое пиво, выступления групп «МашнинБэнд» и «Маррадеры» и выставка художника Павлика Лемтыбожа.

Словарик для неофитов

Крафт – термин ввели в XIX веке американцы. Крафтовым считается пиво, которое сварено на небольшом предприятии и по традиционным рецептам. Когда-то это было нормой, но в XX веке индустриальные пивоваренные гиганты задавили микропивоварни практически на корню. Возрождение крафта началось в 1970-е годы с Америки. Там возрос интерес к домашнему пивоварению. Постепенно из подвалов и гаражей производство переехало в более подходящие для этого помещения, но осталось «малотиражным». Потом заговорили о «крафтовой революции»: пиво, которое еще недавно считалось кустарным, внезапно стало попадать на краны солидных баров. Появились заведения, где не было никакого другого пива, кроме крафта. В России крафтовый бум случился под конец 2000-х. Появилось множество независимых микро- и мини-пивоварен, открылись бары и дистрибьюторские фирмы, занимающиеся продажей и поставками исключительно крафта.

Контрактная пивоварня – пивоварня без собственных мощностей, но с идеями, собственной рецептурой и индивидуальным подходом к производству. Контрактные пивовары арендуют свободные мощности у обычных пивоварен. Правда, в России это происходит немного по-другому: обычная пивоварня как бы временно нанимает пивовара-контрактника для варки конкретного сорта. На этикетке такого пива будет стоять бренд контрактной пивоварни, однако в описании вам сообщат, что сварен сорт на совершенно другом производстве.

IPA – Indian Pale Ale, тип пива и двигатель крафтового движения. В Америке с него все и началось, хотя придумали его британцы задолго до крафтовой революции. Чтобы классический эль, поставляемый из метрополии в колонии (в первую очередь в Британскую Индию) могло пережить путешествие, его начали сильно охмелять. В результате появился напиток с запредельной для стандартного пива горечью. Этот вкус превратил IPA в любимый напиток пивных снобов, который до сих пор варят все уважающие себя крафтовые хипстерские пивоварни.

Катя ЩЕРБАКОВА

Источник: 812'online