Россия. Вице-президент по финансам ООО «Балтика» О.Гольчикова: «В 2014 году компания сохранит инвестиции на уровне прошлого года»

ООО «Пивоваренная компания «Балтика» остается крупнейшим производителем пива в России, занимая более трети рынка. Как в условиях технической рецессии, ужесточения регулирования рынка слабоалкогольной продукции и падения ее потребления «Балтике» удается сохранять достигнутые позиции, рассказала в интервью «Интерфаксу» вице-президент компании по финансам Ольга Гольчикова.
— Ольга Викторовна, как происходит инвестирование в развитие ООО «Пивоваренная компания «Балтика» в рамках группы Carlsberg? Есть ли долгосрочные программы по капвложению? Каковы их объемы?
— Основа инвестиционной программы «Балтики» — это инвестиции в поддержание мощностей, энергосберегающие технологии и охрану окружающей среды. В 2013 году общий объем инвестиций составил 5,3 млрд рублей. Основные направления – модернизация парка грузовых вагонов, на ряде заводов, в Самаре и Ярославле, были осуществлены первые этапы инвестиций в очистные сооружения. И еще из интересного – это модернизация линий розлива почти на всех заводах.
— Какие направления капвложений наиболее существенны?
— Если говорить про проекты в сфере охраны ОС и энергосбережения, то «Балтика» сотрудничает с Организацией объединенных наций по промышленному развитию – UNIDO. В 2012 году был подписан меморандум о сотрудничестве, в соответствии с которым компания в течение пяти лет будет финансировать проекты по охране окружающей среды — порядка 1 млрд рублей.
Практически все наши инвестиции долгосрочны, реализация инвестпроектов длится от одного года и выше. Экономический эффект достигается примерно в течение трех лет после старта введенных мощностей.
В 2014 году структура инвестиций сохранится – большая часть в модернизацию мощностей. Объемы примерно останутся на том же уровне.
— Привлекает ли «Балтика» кредитные средства на модернизацию и пополнение оборотных средств? Или в рамках группы этот механизм не нужен?
— «Балтика» является компанией с позитивным денежным потоком. Поэтому для реализации инвестпрограммы у нас достаточно собственных средств, мы их используем для долгосрочного инвестирования. При этом у «Балтики» есть кредитный портфель, который сформирован больше для того, чтобы закрывать риски кассовых временных разрывов, пополнения оборотных средств, когда необходимо, мы его используем, также есть доступ к внутригрупповому финансированию в рамках Carlsberg по низким ставкам, также хеджируем валютные риски через централизацию.
— Какую долю в прибыли группы Carlsberg занимают прибыль «Балтики»?
— Мы не раскрываем этот показатель. Но можем назвать долю, которую занимает регион Восточной Европы (операционный бизнес Carlsberg в России, Белоруссии, Азербайджане, Казахстане — ИФ) по объему продаж — 35% и по деньгам – 36% по итогам 2013 года.
— В сложных экономических условиях, отражающихся на пивном рынке, не рассматривается ли возможность сокращения активов в России для оптимизации расходов?
— Пивоваренный бизнес в стратегии группы является основным, поэтому все непрофильные активы иногда могут оттягивать бизнес-эффективность, у нас есть задача увеличения отдачи на вложенные средства, это означает, что мы должны всегда соотносить не только прибыль к обороту, но и смотреть прибыль к объему вложенных ресурсов. Непрофильные активы есть еще с исторических времен, и компания должна работать в этом направлении более активно.
— Была ли реализована площадка бывшего завода «Вена», о чем говорилось ранее?
— Пока нет, там сейчас расположено подразделение продаж по Северу-Западу, а часть сдается в аренду. Для того чтобы реализовать проекты по недвижимости, нужно много времени, так как земли промышленные, их нужно переводить в другие статусы. Но верно, что проект есть и продолжается, просто нет пока изменений. Если говорить о сроках, то это может занять более трех лет.
— В какой плоскости находится в настоящее время диалог с органами госрегулирования? Есть ли успехи в многолетней линии пивоваров, отстаивающих свои права?
— Мы отмечаем улучшение диалога, проводится много встреч на уровне Росалкогольрегулирования. Диалог стал более конкретным. Также мы как эксперты присутствуем во многих комиссиях. Недавно Carlsberg вошел в состав консультативного совета по иностранным инвестициям при российском правительстве.
— В каких конкретных результатах выражается этот диалог? Замедляется ли рост акцизов?
— Пока акцизы продолжают расти, и в ближайшие два года их рост все еще превышает инфляцию. Есть понимание, что с 2014 года акциз составит 18 рублей за литр продукции, с 2015 года – 20 рублей и с 2016 года – 21 рубль за литр. Безусловно, мы понимаем, что многие страны Западной Европы пересмотрели свою позицию в отношении акцизов, многие снижают их рост, есть пример некоторых стран, где был снижен акциз – в Дании и Великобритании. Такое замедление помогло бы не только стабилизации пивоваренного рынка, но и изменению соотношения потребления алкоголя в России. Сейчас пиво для потребителя не так доступно, как крепкий алкоголь, а акцизная политика сформирована таким образом, что не позволяет переключаться на более натуральные слабоалкогольные напитки. Крепкий алкоголь по цене доступнее.
— Продолжается ли на «Балтике» программа оптимизации издержек, которая была запущена в период объединения российских заводов?
— Сейчас в компании происходит создание интегрированной единой структуры Supply Chain региона, которая предполагает, что все 17 заводов Carlsberg в Восточной Европе будут управляться как один завод. Безусловно, в последующем данное изменение окажет влияние на структуру задействованных мощностей. Но это будет результатом взвешенной работы единого подразделения. В России наши предприятия достаточно интегрированы, в Европе — разрознены. Надеемся, что с точки зрения оптимизации затрат и ресурсов наладится более эффективное их использование.
Мы бы хотели использовать опыт Западной Европы. В Швейцарии у Carlsberg group организована компания, которая управляет цепочкой поставок по всей Западной Европе. То есть централизованно осуществляется руководство и производством, и закупками. В этом регионе порядка 24 заводов. Они работают над оптимизацией потоков, затрат. Мы бы хотели использовать лучшие практики и в подразделении Восточной Европы. При этом нельзя сказать, что у нас система организовывается исключительно на опыте Западной Европы, ведь «Балтика» организовала кросс-производство 10 заводов в России еще в 2007 году. Наши западные коллеги частично используют те инструменты и механизмы, которые эффективно работают на «Балтике».
В целом быть группой — это большое преимущество, есть возможности обмениваться опытом.
— Как будет работать внедренная система?
— Это означает, что если есть потенциал эффективности, например, в производстве на той или иной площадке, то этот потенциал должен использоваться. Если мы понимаем, что для того, чтобы произвести, доставить сырьевые ресурсы на одну площадку, потом отправить готовую продукцию в регион более эффективно, то мы должны использовать оптимизацию логистической цепочки.
Сейчас это пока реализовано на уровне России, у нас есть заводы на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, то есть если есть регионы, откуда поставлять или производить будет более эффективно, мы будем это использовать.
Здесь также будет учитываться и регион нахождения поставщиков, стоимость сырья и доставки на производства. Такая оптимизация, такой выбор площадки предоставляет много экономии, в том числе и на инвестициях, на логистике, на ресурсах, что очень важно.