Председатель Совета Союза российских пивоваров: Нелогичные ограничения в отрасли присутствуют, но диалог с властями улучшается

Ситуация в алкогольной и пивной отрасли России последние годы характеризуется значительной нестабильностью законодательной и административной сфер. С пугающей периодичностью принимаются законы, кардинально изменяющие ландшафт всей отрасли. Фактически участникам рынка приходится работать в условиях высокой неопределенности. С чем они связывают свои надежды и как решают вопросы изменения ситуации к лучшему? На эту тему в ходе Красноярского экономического форума с корреспондентом НИА беседовал президент компании «Балтика», председатель Совета Союза российских пивоваров Исаак Шепс.
Законодательные баталии – тернистый путь

Корреспондент: Последний раз мы с вами общались в Санкт-Петербурге на Экономическом форуме. Как за эти восемь месяцев изменилась ситуация в пивной отрасли и как ваша компания и отраслевая ассоциация взаимодействуют с законодательной и исполнительной властями?
И. Шепс: Начну со второй части вопроса. Во-первых, мы много времени тратим на выстраивание конструктивного диалога с органами государственной власти. Наши ощущения таковы, что за последний год – два этот диалог с органами государственной власти и с самыми высшими ее представителями улучшился. Но при этом, нам не удалось остановить инициативу, которая была принята ранее – это ограничение продаж пива в нестационарных объектах, что привело к закрытию киосков. Как раз вот эти ограничения оказали наибольшее негативное влияние на нашу отрасль за прошлый год. Но если говорить о ситуации в 2014 году, чего ожидать в отрасли, то мы можем сказать, что вот большой негативный эффект от этих законодательных инициатив уже прошел в 2013 году. Поэтому мы считаем, что в 2014 году отрасль не будет уже так страдать от этих ограничений. Конечно, мы смотрим на макроэкономические показатели, потому что они влияют на нашу отрасль, это и рост ВВП, и инфляция, и уровень безработицы – все эти показатели мы отслеживаем. Потому что пиво – товар потребительский, но это не товар первой необходимости. Понятно, что люди при необходимости могут от него отказаться. Поэтому когда макроэкономическая ситуация оставляет желать лучшего и потребительская уверенность падает, люди начинают меньше тратить и больше делать сбережения – это безусловно влияет на такой продукт, как пиво, так как это не продукт первой необходимости, он достаточно дорогой, и люди могут от него отказаться. Тем не менее, макроэкономические показатели воздействуют не так сильно, как например, закрытие киосков, которое очень серьезно повлияло на импульсные покупки.
Нелогичным ограничением было введение счетчиков объема готовой продукции. Почему нелогичное? Потому что в органах законодательной власти согласны, что нет проблемы уклонения от уплаты налогов в пивной отрасли, нет так называемого серого рынка. От имени отраслевого сообщества мы добились, что малые пивовары не будут устанавливать счетчики, они от этого освобождены. Но те, кто установил, сталкиваются с техническими проблемами в показаниях счетчиков. Мы договорились с регулятором, что будем фиксировать проблемы и затем предоставлять журнал этих технических проблем в Росалкогольрегулирование и решать их. Потому что эти счетчики фактически не предназначены для пива и некорректно работают при наличии давления углекислого газа. Все прекрасно понимают, что эти счетчики были созданы для водки. Поэтому мы вместе с РАР решаем технические проблемы, которые возникают, мы работаем в ежедневном в диалоге. Хочу отметить, что есть и хорошая новость в том, что этот диалог есть, мы ведем его, мы его установили, и у нас получается. Приятно, что наш голос, наш посыл бывает услышан.

ПЭТ в законе

Корреспондент: Какие основные темы стали прорывными с точки зрения изменения ситуации к лучшему?
И. Шепс: Первая – это история с запретом ПЭТ-тары. Я думаю, нам удалось окончательно остановить эту историю. Потому что за этой инициативой не было обосновательной базы, или каких-то научных доказательств, это было просто продвижение чьих-то интересов.
Сейчас, в данный момент, по выпуску пивоваренной продукции в ПЭТ нет законодательных ограничений. Но при этом, мы, как Союх российских пивоваров, выступили с собственной проактивной инициативой саморегулирования. Органы государственной власти об этом знают и они поддержали нашу идею Мы хотели проявить себя, как социально-ответственные производители. С 1 января 2014 года мы остановили производство любого пива любой крепости в полимерной упаковке свыше 2,5 литров. У некоторых производителей был объем потребительской тары и 3 литра, и 5 литров. При этом мы остановили производство любого крепкого пива крепостью свыше 6% в упаковке свыше 2-х литров в ПЭТ-упаковке. Но, хочу подчеркнуть, что пока остатки этого пива могутеще продаваться на рынке примерно до апреля-мая этого года, но его производство прекращено. Это шаг, который мы предприняли, как отрасль. Сейчас ведется обсуждение в правительстве, какимй же будет финальное ограничение по ПЭТ-таре. Отмечу, что сейчас есть две законодательных инициативы, два законопроекта в Думе: первый – это ограничение не выше полулитра, а второй — не больше литра. Мы считаем такие инициативы нелогичными. Ведь при этом крепкий алкоголь продолжат продавать в больших бутылках 750 мл, 1 литр, или даже 2-3 литра в подарочной упаковке. Мы знаем, что в правительстве это понимают, и надеемся, что законодатели будут следовать логике. И важно, что для каждого ограничения необходим переходный период для его внедрения.

Культура – это не только театр

Корреспондент: Вы сказали в ходе своего брифинга о культуре пития в России. В Германии пивовары не ограничиваются производством напитка, они открывают свои большие или небольшие рестораны, привлекая туда людей. И в этом формируется культура. Планируется ли что-то подобное делать в России?
И. Шепс: Конечно, нужно отметить, что в Дании, в Германии, в Великобритании другая, более высокая культура потребления пива. Частично это связано с тем, что там потребителя не вводят в заблуждение неверной информацией о пиве, а в России это есть. Российский потребитель зачастую даже не знает, что пиво — это натуральный напиток из натуральных ингредиентов, . продукт естественного брожения, и для его приготовления используется зерно — сельскохозяйственный продукт. Например, в той же Германии пиво воспринимается как освежающий напиток, как кола или вода, который приятно выпить в жаркое время. Вво всем мире пиво конкурирует в основном с безалкогольными освежающими напитками. При этом, например, ужиная в ресторане, девушки в основном предпочитают вино, а мужчины пиво. Это такая ситуация, где мы конкурируем с вином. И единственный регион – это постсоветские страны — , где мы конкурируем с водкой – крепким алкоголем. Мы понимаем, что это часть культуры. В России мы многое делаем для повышения культуры потребления. Мы ставим специальное оборудование для разливного пива, предлагаем различные сорта разливного пива в кафе, в ресторанах. Мы заключаем контракты с крупными операторами сетей кафе и ресторанов. Мы стараемся улучшить ситуацию, с точки зрения разнообразия сортов. Но требуется время, чтобы такая культура пустила корни в стране. У меня есть мечта, чтобы из языка и культуры ушла одна популярная русская поговорка: «Пиво без водки – деньги на ветер». Думаю, будет лучше, если так перестанут считать и говорить.

Источник: НИА