Глава Oasis обозначил интерес к пивзаводу в Беларуси

Компания Oasis СНГ планирует в течение нескольких лет инвестировать в белорусскую пивоваренную отрасль от 70 до 80 млн долларов. Почему белорусский пивной рынок привлекает инвестора, как он оценивает его перспективы, стоит ли государству продавать свои активы в этой отрасли — на эти и другие вопросы корреспондента TUT. BY ответил председатель совета директоров компании Oasis (ранее — Detroit Investmеnts) Евгений Кашпер.

— Проходила информация, что в планах Oasis приобретение пивных активов, в том числе и в Беларуси. Какие белорусские пивзаводы вам интересны? «Крынiца», где вы разливаете Oettinger? Или, может быть, «Брестское пиво»? Или еще что-то?

— Нам одно из этих предприятий, конечно, интересно. Но если такого варианта не будет, мы будем рассматривать вариант со строительством нового завода в Минской области – как говорится, в green field (в «зеленом поле»). Именно так мы поступили в Москве и Алма-Ате и результатами очень довольны.

— Как вы оцениваете дальнейшие перспективы пивных компаний, принадлежащих государству? «Крынiца» и «Брестское пиво» смогут противостоять конкуренции со стороны крупных транснациональных компаний? Имеет ли смысл государству их продавать?

— Уже сегодня примерно 65% пива, продаваемого в Беларуси, производят частные компании (у государства осталось два пивных завода из шести). Конечно, государственным предприятиям сложно конкурировать с такими международными пивными компаниями, как датский Carlsberg, голландский Heineken или финская Olvi. У них есть бренды, серьезные инвестиции и ноу-хау. В последние пять лет доля рынка оставшихся государственных заводов снижается, а доля международных компаний существенно растет, поэтому долгосрочные перспективы могут быть непростые. Я думаю, что, как и в СНГ, вся отрасль будет в ближайшее время в частных руках. Просто государство не торопится, хочет получить за свои активы справедливые деньги. И это вполне логично.

— Какой объём ресурсов и в течение какого периода вы планируете инвестировать в Беларусь?

— Это во многом будет зависеть от экономической ситуации в стране. Если все будет нормально, я предполагаю, что мы будем инвестировать в ближайшие пять лет примерно 70-80 млн долларов.

— Почему белорусский пивной рынок представляется вам интересным?

— Белорусский пивной рынок интересен по нескольким причинам, и в том числе потому, что мы его хорошо понимаем. Здесь есть все условия для производства пива – можно выращивать хороший ячмень, можно изготавливать стекло. Если говорить о конкуренции и уровне потребления – это рынок, который пока существенно менее развит, чем в России. Но с другой стороны – у него есть потенциал для роста.

— Но не настораживают ли вас существующие ограничения в рекламе, а также нестабильная акцизная политика?

— Если честно – мы это приветствуем. Если политика будет последовательная, то есть при повышении акцизов и вводе ограничений на продажу и рекламу пива будут приниматься и исполняться такие же меры и по вину и крепкому алкоголю, тогда проблем не вижу. Конечно, это безобразие, если детям продают алкоголь – контроль и порядок здесь необходимы. Отмена ПЭT-упаковки? Это тоже логично. Ведь если товар слишком дешевый и еще в огромных упаковках, это, конечно, сопутствует злоупотреблениям. Нас эти шаги никак не пугают.

— Oasis около года производит на «Крыніце” по лицензии пиво Oettinger. Если вы не купите «Крынiцу», с которой государство, похоже, не очень желает расставаться, то будет ли иметь вам смысл и дальше разливать немецкое пиво на минском заводе?

— У нас долгосрочный контракт с «Крыніцей”. Уже проделана большая работа нашими немецкими коллегами совместно с дирекцией завода по повышению качества продукции и вложены в это инвестиции. В ноябре продажи Oettinger составили 5000 гекталитров. Сейчас Oettinger – второй бренд по объемам в лицензии – мы очень довольны результатом. Мы и дальше планируем активно развивать этот бренд, и уверены, что у него хорошие перспективы. Поэтому при любом раскладе, если «Крыніца” будет готова продолжить с нами сотрудничество, мы будем с ней продолжать плотно работать.

— В пивной отрасли Беларуси вами уже был реализован успешный проект — завод «Сябар». Тогда в него инвестировала компания Detroit Investments. Чем отличается Detroit Investments от Oasis?

— Detroit Investments – это была стандартная инвестиционная компания. Инвесторы в нее давали деньги, в управление на ограниченный срок времени (5-7 лет), с целью получения максимальной прибыли за этот период. Я и мои партнеры как менеджеры этими деньгами управляли.

Вновь созданный Oasis – это компания, которая является стратегическим инвестором, то есть инвестирует с долгосрочными целями и с задачей стать настоящим лидером на рынке.

— Какие активы входят сейчас в Oasis?

— В 2008 году мы построили в России новый завод — Московскую пивоваренную компанию. Уже через три года наш основной бренд «Жигули» стал самым продаваемым брендом пива в Москве.

У нас ряд активов в СНГ. Например, в этом году мы начали строить новый завод по производству пива и напитков в Алма-Ате и в апреле 2012 года планируем его запустить.

В Украине мы в августе приобрели под Киевом Радомышльский пивоваренный завод. У этой компании также есть отдельное соковое и квасное производство.

Oasis принадлежит теперь и белорусская соковая компания «Старая крепость». Вместе со своим партнером, Международной финансовой корпорацией (подразделение Всемирного банка), мы развиваем этот бизнес как стратегический.

— Имеет ли отношение к Оasis белорусский предприниматель Сергей Левин, который курировал строительство двух ваших заводов в Бобруйске?

— К Оasis – никакое. У компании Detroit был очень серьезный опыт построения пивного бизнеса в России (ПИТ, «Владпиво»). Сергей дистрибутировал наши пивные бренды в Беларуси. Потом Detroit принял решение строить пивной завод в Беларуси, и Сергей стал нашим партнером и одним из миноритарных акционеров компании «Сябар». Он непосредственно руководил компанией «Сябар» и внес большой вклад в успех проекта. Я и мои партнеры активно были вовлечены в принятие всех ключевых решений и в подбор кадров. Например, Виталий Белов – бывший директор завода «Сябар» и нынешний директор «Старой крепости» — с нами работает уже 13 лет.

В 2007 году я с партнерами из Detroit принял решение о выходе из белорусского проекта «Сябар». «Сябар», как и ПИТ, мы продали голландской компании Heineken, а “Владпиво” мы продали компании SABMiller. К слову, продажа ПИТ (560 млн долларов) до сих пор самая крупная сделка по покупке пивных активов в СНГ. С 2008 года нашим партнером в Detroit Investments и Oasis, который при этом непосредственно управляет компанией, является Андрей Курочкин.

— Можно ли сказать, что нынешняя экспансия Оasis на рынки России, Беларуси, Украины и Казахстана — это новая попытка создания «Пивоварен Ивана Таранова»?

— В отличие от инвестиционных компаний нашего прошлого, таких как ПИТ и «Сябар», где мы развивали бизнес, фиксировали прибыль и продавали «стратегу», сейчас – это бизнес навсегда. Мы сфокусированы в первую очередь не на финансовый результат этого квартала или года, а на то, чтобы заработать доверие потребителей.

— Какие планы, кроме приобретения пивных активов, Oasis собирается реализовать в Беларуси в ближайшее время?

— Мы всегда активно инвестировали в реальный сектор Беларуси и, несмотря на определенные трудности в экономике, мы смотрим в будущее с оптимизмом. Даже в 2011 году (хотя он был очень сложным из-за девальвации) мы инвестировали в новое оборудование и вошли в рынок детского питания. В октябре мы приобрели ПЭТ-линию и в начале 2012 года начнем выпуск минеральной воды и прохладительных напитков.
Что касается крупных долгосрочных проектов, то наш партнер Андрей Курочкин активно занимается несколькими перспективными направлениями. Говорить о них пока преждевременно, но уже точно можно сказать, что останавливаться на достигнутом мы не собираемся.