Россия. Совладельцу «Деки» и «Невского берега» предъявили обвинение в мошенничестве

В Петербурге сотрудники следственного комитета РФ предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере совладельцу ОАО «Дека» (крупнейший производитель кваса в России) и петербургской солодовни «Невский берег» Андрею Манскому. По версии стражей порядка, бизнесмен «в составе организованной группы» вывел в оффшоры принадлежавшие «Деке» квасные бренды «Никола», «Большой квас» и другие. Потерпевшим по делу признан совладелец обоих заводов Константин Баринов. Примечательно, что уголовное дело появилось в разгар корпоративного конфликта, в ходе которого стороне Манского удалось получить контроль над обоими заводами.
Как рассказал «Ъ» адвокат Андрея Манского Сергей Афанасьев, вчера Красногвардейский суд Петербурга рассмотрел ходатайство следствия об аресте господина Манского и решил оставить бизнесмена на свободе, «поскольку он обвиняется в совершении экономического преступления, а следователь, видимо, не знал, что обвиняемых в экономических преступлениях у нас теперь арестовывать нельзя». По словам Сергея Афанасьева, его клиенту предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы»). Поводом для уголовного дела стал, по словам защитника, спор по поводу квасных брендов, принадлежавших «Деке» («Никола», «Добрыня Никитич», «Большой квас» и другие. — «Ъ»). Эти бренды, как ранее сообщал «Ъ», были летом прошлого года проданы офшорным компаниям. «Сделка по отчуждению брендов в настоящее время оспаривается в арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, причем истцы оценили стоимость брендов в астрономические суммы — более 700 млн. На эти деньги можно три завода купить», — говорит Сергей Афанасьев.

Источники «Ъ» в управлении следственного комитета по Петербургу подтвердили эту информацию, уточнив, что в уголовном деле, в рамках которого привлекается Андрей Манский, речь идет о мошенничестве с брендами «Деки» на сумму около 392 млн и что потерпевшим по этому делу признан второй акционер «Деки» Константин Баринов. Впрочем, нынешнее дело может оказаться не единственным для Андрея Манского. Не случайно операция по его задержанию в минувший вторник сопровождалась «масками-шоу», выбиванием дверей, автобусами с ОМОНом и целой серией обысков, прошедших в квартирах, на даче и в офисе коммерсанта.

По версии адвоката Сергея Афанасьева, уголовное дело его клиента является элементом корпоративного конфликта, в котором Андрей Манский и Константин Баринов находятся с лета этого года.

Как уже сообщал «Ъ», Константин Баринов и Андрей Манский владели акциями «Деки» (через аффилированные компании) в соотношении 50 на 50. Солодовня «Невский берег» строилась ими в основном на кредитные средства, причем в качестве залога по кредитам «Невского берега» партнеры использовали свои пакеты акций и имущественный комплекс «Деки». В августе между акционерами и крупнейшим кредитором, ОАО «Промсвязьбанк», был заключен трехсторонний договор о реструктуризации задолженности, которая составляла более чем 1,265 млрд рублей (общая задолженность «Невского берега» на тот момент составляла около 2 млрд рублей). Однако в октябре 2010 года производственные мощности солодовни были захвачены охранными структурами, нанятыми Андреем Манским. Одновременно с этим совет директоров «Невского берега», проходивший на территории кредитора — «Промсвязьбанка», уволил Константина Баринова с поста директора компании. Вскоре после этого выяснилось, что бизнесмен лишился и своего пакета акций «Деки»: реестродержатель акций, петербургское ЗАО «Сити инвест банк» продал пакет акций компании «Пелли-Краун» (аффилирована с Бариновым) неизвестным лицам под предлогом просрочки платежа по кредиту.

Сам Константин Баринов заявил «Ъ», что он не видит связи между активностью правоохранительных органов в отношении Андрея Манского и корпоративным конфликтом: «Я не работаю в правоохранительных органах и не могу руководить ими». По версии господина Баринова, развертывание силового сценария конфликта «может быть выгодно мелким кредиторам «Невского берега», которым завод должен около 800 млн». По версии господина Баринова, «Андрей Манский вступил в сговор с ОАО «Промсвязьбанк». После захвата «Невского берега» банк снял обременение с «Деки», отозвав свои исковые требования в арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. Также банк отозвал и свои иски в судах общей юрисдикции к Андрею Манскому, который выступал, равно как и я, поручителем по кредитам «Деки» и «Невского берега». В результате я остался единственным должником, хотя оппоненты уже отняли у меня бизнес и наложили арест на мое личное имущество». Получить оперативный комментарий представителя «Промсвязьбанка» вчера не удалось: решение суда было вынесено около 20 часов. Накануне главный специалист управления рекламы и маркетинга петербургского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Ирина Озерова сообщила, что, насколько ей известно, обысков у «Промсвязьбанка» милиция не проводила, однако от дальнейших комментариев отказалась, сказав, что банк не комментирует ситуацию с «Декой» и «Невским берегом». «Ъ» будет следить за развитием событий.

Юлия Чаюн, Влад Литовченко, Андрей Цыганов