Россия. Закон для «ерша»

Если пиво регулировать тем же законом, что и водку, то резкого роста потребления алкоголя не избежать, показывает опыт Казахстана.  Наши оппоненты пытаются подать проблему так, будто бы пивоваренные компании и «Союз российских пивоваров» делают вид, что пиво не является алкогольным напитком. Но это же надо быть совсем невменяемым человеком, чтобы спорить с очевидным: то, что в пиве содержится алкоголь, не является даже предметом для дискуссий. Дело вовсе не в определениях, называть пиво алкогольным напитком, или нет. Если бы сейчас шла речь только об этом, я бы не спорил. Но Росалкогольрегулирование и ряд других министерств пытаются увязать определение пива как алкогольного или слабоалкогольного напитка с мерами по его регулированию.
К сожалению, чиновники считают, что сам факт наличия в пиве алкоголя делает неоспоримой необходимость регулирования пива тем же законом, которому подчиняются оборот, производство и продажи крепких алкогольных напитков и вина. Вот с этим мы как раз и спорим.
Приведу довольно красноречивый пример казахстанского рынка, где регулирование слабоалкогольных напитков уравняли с регулированием крепких. В 1998 г. пиво было включено в перечень алкогольной продукции, с 2004 г. была запрещена реклама пива, с 2007 г. ввели лицензии на торговлю пивом, в 2009 г. – запрет потребления на улице. Каждый год, начиная с конца 90-х, вводились какие-то специальные ограничения на производство и оборот именно пива. И в этот же период в Казахстане отчетливо наблюдается тенденция роста потребления алкоголя. По данным ВОЗ, в 2003 г. Казахстан занимал 101-е место в мире по потреблению чистого спирта на душу населения – практически непьющая страна. А к 2008 г. Казахстан вышел по этому показателю на восьмое место в мире! Вместо 3 литров чистого алкоголя на душу населения в год там теперь 12 л! В стране всего за несколько лет в четыре раза увеличилось потребление алкоголя, в 10 раз выросло число пьющих детей, в несколько раз – алкоголиков-подростков.
Я много раз говорил на разных уровнях в правительстве, что если уж и приводить в порядок нынешнюю ситуацию, то скорее вино из этого закона надо вывести, а не пиво туда вводить. Во всем мире, если не стоит цели угробить какую-то конкретную отрасль, а найти баланс между интересами различных и, подчеркиваю, легальных игроков рынка,  государства и общества, действуют иначе. Нужно понимать, что во всем мире пришли к решению регулировать оборот и производство крепких напитков, вина и пива отдельно. Только в этом случае можно реализовать самые разные задачи: и налоги собирать, и правильно регулировать экономическую доступность различных видов алкогольных напитков, и создавать предсказуемые условия для производителей. Формировать понятный рынок, который задает существенную разницу в доступности алкогольных напитков по цене, по месту и времени продаж. Одно дело – пиво с содержанием алкоголя 4%, совсем другое – сорокаградусная водка.
Да, конечно, нужно вносить изменения в действующее законодательство и по пиву, и по водке. Ведь почему у нас для водки необходимо столь жесткое государственное регулирование? Да потому, что половина рынка – в тени. Ведь было же хорошее предложение правительства, его само Росалкогольрегулирование формулировало: акциз на спирт должен быть для всех одинаковым, и только если какие-то медицинские препараты были произведены с использованием спирта, тогда, возможно, государство должно установить систему возврата части уплаченных акцизных платежей. Но Росалкогольрегулирование предлагает разрешить выпуск напитков на основе пива с добавлением этилового спирта, и это выходит за рамки моего понимания. Когда я в первый раз это прочитал, то решил, что со мной что-то не в порядке. Вот как это возможно? Мы, с одной стороны, декларируем необходимость снижать доступность алкоголя для населения. А с другой стороны, хотим разрешить производство «ерша», широко известного в определенных кругах своим КПД.
Да, какое-то постепенное увеличение фискальной нагрузки на пиво может происходить, но одновременно с увеличением нагрузки на крепкий алкоголь. Тогда в целом экономическая доступность алкоголя для населения снижается, при этом резко падает доступность более дорогих напитков вроде водки, крепленых вин, и увеличивается разрыв в цене с натуральными и менее крепкими алкогольными напитками. Слабоалкогольных напитков по объему начинают пить больше, чем крепких, но в пересчете на чистый спирт потребление алкоголя резко сокращается.
Недавно консалтинговая компания ФБК сделала рейтинг доступности различных продуктов у нас в стране. Так вот, доступность водки за последние 20 лет возросла в 5,3 раза. Это лишнее свидетельство того, что ничего не меняется. Такое впечатление, что у нас пытаются защищать интересы теневого рынка крепкого алкоголя за счет вина и пива. И при этом гордо объявлять, что борются с пьянством.
Даниил Бриман, ОАО «ПК «Балтика»
Slon.ru