Почему пивные Давиды бьют Голиафов

Крису Гиллу негде повернуться — так мало у него места — а он при этом умудряется варить эли, получающие награды. Его пивоварня Ascot Ales — маленькое предприятие в анонимной промзоне в городке Камберли, что в графстве Сарри на юге Англии, — размером с гараж на две автомашины.
У стены пивоваренные чаны, на полу — бочки, в которых выстаивается пиво. А еще здесь горы мешков с солодовым ячменем и с пикантным хмелем, так что повернуться и правда негде. Но клиенты 40-летнего пивовара — а их число постоянно растет — уверены: мало есть хорошо. Он варит свои эли только своими руками и использует в их приготовлении исключительно природные ингредиенты — воду, солодовый ячмень, хмель и пивные дрожжи.
У Гилла нет химикатов, нет дешевых добавок — таких как рис или маис, — которые транснациональные пивные гиганты используют для снижения цены — и аромата.
И он отметает любые разговоры о пастеризации — процессе, который большие пивоварни используют для номинального продления срока хранения своих напитков и который при этом уничтожает изрядную долю вкуса.
В результате его эли марки Ascot для некоторых чересчур ароматны, но истинные ценители янтарной пинты — такие как сам Крис и его коллега, она же жена Сюзанна — работают на полных оборотах, чтобы удовлетворить запросы 70 местных пабов.

Пивной бум
Но Гилл далеко не единственный такой энтузиаст: в последнее время в пивной индустрии Соединенного Королевства происходят существенные перемены, наблюдается быстрый рост числа микропивоварен с очень малым объемом производства и парой-тройкой сотрудников.
По данным британской организации «Кампания за реальные эли» (Camra), сегодня на территории страны более 600 микропивоварен, причем не менее 70 из них появились на свет в прошлом году.
Похожая ситуация наблюдается в традиционных пивных странах всего мира, особенно в США и Канаде: любители напитка все больше требуют местного, уникального, интересного.
Быстрый рост числа микро- и минипивоварен странным образом не соответствует унылой картине, которую рисуют транснациональные пивные гиганты: их объемы падают, все больше людей отворачивается от массовых, поистине глобальных брэндов.
Особенно ярко живописуют этот процесс непрекращающиеся муки крупнейшего мирового пивоваренного концерна, Anheuser-Busch InBev, владельцу таких марок как Stella Artois, Budweiser и Becks.
Последние финансовые отчеты гиганта свидетельствуют: его продажи падают всюду в мире, кроме Латинской Америки. В США и Канаде снижение в третьем квартале 2009 года составило 4,7%; в Западной Европе — 3,3%, а в Центральной и Восточной Европе — 16,8%.
В результате эта бельгийско-бразильская компания в начале года объявила, что намерена на 10% сократить свой 8-тысячный штат в Европе. Это привело к непрекращающимся забастовкам сотрудников фирмы в Бельгии, которые блокируют заводы, не позволяя отвезти пиво в бары и магазины.
мы, будучи микропивоварней, можем позволить себе сварить нечто такое, что кому-то покажется слишком крутым, но другим это очень понравится
Конкурент Anheuser-Busch InBev, второй по величине концерн мира SAB Miller, недавно отчитался о том, что его продажи в Европе упали на 2%. При этом, правда, его брэнды класса «премиум»- Pilsner Urquell и Peroni Nastro Azzurro — быстро набирают обороты.

Ароматные и по соседству
Как говорит представитель «Кампании за реальные эли» Иэйн Лоу, завидный успех минипивоварен легко объясним.
«Они производят такие виды пива, которые людям нравятся, — ароматные, интересные, — говорит он. — И они варят свои напитки по соседству — а это как раз то, чего хотят все больше и больше людей».
На своем микрозаводике мистер Гилл варит сегодня всего лишь 12 бочек элей Ascot в неделю — да и то лишь если «пашет, как трактор». Но он уже нацелился на соседнее помещение: хочет расшириться и увеличить производство.
«Бизнес родился в 2007 году, и продажи с тех пор постоянно растут, — говорит он. — Идея состояла в том, чтобы продавать очень своеобразное пиво, мы просто не понимали, зачем множить банальность».
«Если ты большой пивовар, тебе приходится снижать риск, потому что ты производишь так много тысяч бочек в любой момент времени, тебе нужно апеллировать к массовому рынку, — продолжает Гилл. — А мы, будучи микропивоварней, можем позволить себе сварить нечто такое, что кому-то покажется слишком крутым, но другим обязательно понравится».

Налоговый трамплин
Помимо увеличения потребительского спроса на оригинальное пиво, росту числа микропивоварен в Великобритании способствует и проект под названием «прогрессивный пивной сбор», который правительство ввело в силу в 2002 году.
По этой схеме, те, кто производит до 5 тыс гектолитров (500 тысяч литров) в год, платят лишь половину акцизного сбора.
Если пересчитать это в реальные понятия, то за пинту (568 мл) среднего пива крепостью в 4% большая пивоварня заплатит акциз в 37,44 пенса (57,65 цента США), а маленький — 18,72 пенса.
Но, как подчеркивает Иэйн Доу, все равно главный стимул — это вкус и аромат, которого хочет потребитель.
«Успешный микропивовар просто обязан выдавать что-то отличающееся от других, — говорит он. — И поскольку они зачастую производят очень малые объемы, они могут позволить себе рисковать, пробовать новые и новые рецепты — до тех пор, пока не найдут тот, который станет популярным».

Уилл Смэйл
Би-би-си, отдел бизнеса, графство Сарри