Россия. Акцизы против пива

Отрасль. Водочное лобби побеждает. Акцизы на пиво могут повыситься в 3 раза с трех рублей за литр до девяти с 2010 года, тогда как на водку – лишь на 10%. Производители готовятся сворачивать бизнес.
Пиво резко впало в немилость. Остается только догадываться, почему президент Дмитрий Медведев вдруг ополчился на хмельной напиток. Но его личная вендетта грозит целой отрасли. Сейчас в Госдуме рассматривается вопрос изменения акцизов. В случае одобрения парламентариями, с Нового года пивной сбор в пользу государства увеличится в три раза до 9 руб¬лей с литра. Кажется не такой уж и большой суммой? В рознице, с учетом стандартной наценки, стоимость бутылки пива может увеличиться сразу на 5–6 рублей. В первую очередь это ударит по низкобюджетным сортам. Затем в 2011 году акциз увеличится до 10 рублей, а в 2012-м – до 12.
Производители пива обеспокоены за будущее своего бизнеса. Кризис и без того снизил объем рынка на 9% в натуральном выражении в первой половине 2009 года. Эксперты не берутся предсказать, что произойдет с потреблением после роста акцизов, сходясь в одном: пить пиво станут меньше. Ранее в интервью «Ф.» экс-совладелец «Пивоварен Ивана Таранова» Александр Лифшиц говорил, что рынок просядет на 20–25%. «Единовременное повышение акциза на пиво в три раза – беспрецедентное решение, – недоумевает генеральный директор Московской пивоваренной компании (МПК) Игорь Дементьев. – Акциз плавно повышался ежегодно в течение последних 10 лет. Помимо множества негативных последствий, это решение тем более плохо, что оно является неожиданным. Мы рассчитывали работать в соответствии с утвержденным ранее планом повышения акцизов на несколько лет вперед – и теперь все снова меняется».
Компания Carlsberg, владеющая крупнейшим производителем пива в России «Балтика», пригрозила закрыть ряд заводов, если предложение по увеличению акцизов будет одобрено. И это не пустые слова: сложная экономическая ситуация уже вынудила группу Heineken (№ 3) закрыть один из заводов «Пивоварен Ивана Таранова» в Оренбургской области. «Большее падение производства на уже падающем рынке негативно отразится на смежных отраслях: производителях ячменя, солода, поставщиках упаковочных материалов, дистрибьюторских, транспортных, складских, розничных компаниях, – отмечает Игорь Дементьев. – В конечном итоге ожидаемого экономического эффекта от сборов повышенного акциза правительство может и не получить».
Непивные места. Чиновники говорят о двух причинах повышения акцизов. Первая – это одна из мер по борьбе с алкоголизмом. В рамках кампании также предполагается законодательно ограничить продажу алкогольной продукции по времени, запретить реализацию пива в местах массового скопления людей, рядом с детскими и лечебными учреждениями, на рынках, ларьках, киосках, палатках и других объектах, не имеющих стационарных помещений. Между тем большая часть ассортимента ларьков представлена как раз слабоалкогольными напитками. Поэтому запрет на уличную продажу пива ударит, прежде всего, по малому бизнесу, уверена директор по корпоративным отношениям Sun InBev Ирина Архипова: «Порядка 40% доходности мелких розничных точек составляет реализация напитков, в том числе пива. Следствием принятия закона станет закрытие до половины малых предприятий, работающих в сфере торговли». «К пиву все больше и больше относятся как к крепкому алкоголю, – замечает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова. – И, соответственно, ужесточают требования. Если раньше более жестким было регулирование водочного рынка, то сейчас пришел черед пивной отрасли». Вторая причина – увеличение доходов бюджета. Но почему именно фискальными доходами от пива правительство решило закрыть бреши? Ведь акциз на сигареты в 2009 году предлагается увеличить на 30%, на водку – вовсе лишь на 10%. «Кем представлены пивные компании, – задается вопросом Александр Лифшиц. – Прежде всего, пятеркой международных игроков. Которые исправно платят налоги, не позволяют себе делать левый товар и продавать его через заднее крыльцо. В условиях дыры в бюджете поднять акцизы для производителей пива кажется легким решением для увеличения сборов налогов. А поставить под контроль производство всей водки – сложная задача. Чем выше акциз, тем больше нелегальной водки. Что делать? Правительство рассматривает легкий путь. Пусть рынок просядет на 20–25%, но сборы все равно вырастут». В результате цель борьбы с алкоголизмом достигнута не будет, уверены эксперты. Неравномерное увеличение акцизов может переместить потребительский спрос с пива на крепкий алкоголь, и водку прежде всего. «Увеличение акциза на пиво будет способствовать дальнейшему нарушению баланса потребления в сторону нелегального крепкого алкоголя и суррогатов», – полагает Ирина Архипова. По данным Carlsberg, в европейских странах потребление слабоалкогольных напитков (пива и вина) составляет примерно 60–70% от количества чистого алкоголя, крепких – 20–30%. В России соотношение обратное.
Прощание с прибылями. «Компании будут вынуждены поднимать цены, в свою очередь, это снизит спрос на пиво, – рассуждает Сабина Мухамеджанова. – Можно ожидать либо снижения темпов роста выручки, либо падения продаж вообще. Кроме того, увеличится спрос на более дешевую продукцию». К этому пивовары готовились все время кризиса. Так, российский офис Efes, распределяя инвестиционный бюджет на 2009 год, исходил из перемещения спроса из премиального в экономичный сегмент. «Мы запустили в Казани новую линию производства экономичных бутылок емкостью 2,5 литра, полагая, что в условиях кризиса потребление пива в ресторанах, барах и других общественных заведениях сократится, а в домашних условиях – возрастет», – поясняет генеральный директор «Efes в России» Тугрул Агырбаш.
Ирина Доржиева
Финанс