Россия. Рейдерская атака на тверское пиво. Кому это выгодно?

Руководителю одного из последних российских пивоваренных заводов предъявлено очередное обвинение
Как пишет газета «Время новостей», руководителю тверского пивзавода Максиму Ларину вменяется злоупотребление полномочиями, присвоение и отмывание денежных средств. Сам г-н Ларин вину категорически отрицает. В качестве меры пресечения с него взята подписка о невыезде. Уголовное дело было возбуждено еще 26 июня 2002 года прокуратурой Москвы. Вскоре, однако, дело было приостановлено, поскольку следствие посчитало, что чётких доказательств вины руководителей пивоваренной компании нет. К тому же г-н Ларин тогда уволился с предприятия и стал депутатом Законодательного Собрания Тверской области, получив таким образом иммунитет (для его привлечения к ответственности требовалось разрешение суда).
Затем расследование несколько раз то возобновилось, то приостанавливалось. В конце 2002 года в деле появился первый обвиняемый — один из руководителей компании г-н Харитонкин. Но с ходатайством о наличии в действиях Ларина признаков состава преступления следствие вышло в суд лишь в апреле 2004 года. Мосгорсуд его удовлетворил, но защита обжаловала это решение. Еще через год следствие пришло к выводу, что г-н Харитонкин к сделкам по переводу денег «Афанасий-пива» прямого отношения не имел, и дело против него закрыли, переведя его в разряд свидетелей.
Возобновилось следствие по этому делу лишь в конце 2008 года. В последних числах января Максим Ларин был вызван на допрос, и ему предъявили официальные обвинения.
«Парламентская газета» 45(2387) от 25.09.2009 сообщила о некоторых странностях по этому делу.
Несмотря на развитие антирейдерского законодательства, обличение этого крайне негативного для экономики явления с самых разных трибун, сегодня в Твери реализуется уже ставший типовым сценарий захвата коммерчески выгодного предприятия, — пишет газета.
Рейдерская атака на «Афанасий-пиво» в 2002 году началась после скупки инвестиционной компании «Атон», занимающейся поглощением предприятий, акций у миноритариев. Затем рейдеры по нарастающей использовали все классические инструменты захвата — невразумительные и зачастую подложные решения, изъятие документов, печатей, психологическое давление. И с 2002 года продолжается уголовное преследование директора «Афанасий-пиво» Максима Ларина, обвиняемого якобы в хищении средств компании, в которой он владеет 60 процентами акций, и легализации этих же средств обратно. Первая странность заключается в том, пишет «Парламентская газета», что и обвиняемым, и потерпевшим по делу является один и тот же человек.
Вторая странность — в том, что возбуждение уголовного дела против владельца завода поразительным образом совпало с началом рейдерской атаки. Странно и то, что обычный хозяйственный спор между акционерами, подведомственный арбитражному разбирательству, по непонятным обоснованиям вдруг приобретает форму уголовного преследования руководителя предприятия.
Впрочем, странности на этом не кончаются. Так, таинственным образом из дела исчезли 124 тома, причём почему-то именно тех, где, по утверждению Максима Ларина и его адвокатов, имеются веские свидетельства и доказательства его невиновности. Или ещё один абсурдный момент — с Ларина взята подписка о невыезде, а следователь требует его присутствия в Москве. Но пока Ларин решает бюрократические вопросы, связанные с разрешением покинуть Тверь и прибыть в Москву, следователь в деле отмечает ему неприбытие на допрос по неуважительной причине. И ещё один момент — под подпиской о невыезде директор завода находится уже более пяти лет. Это антирекорд.
Ещё одна из странностей дела — расследуют его почему-то следователи московской прокуратуры, откровенно нарушая так называемый территориальный признак подследственности (ст. 152 УПК РФ). Ранее прокуратура Москвы пять раз пыталась предъявить Ларину обвинение, и пять раз оно было отменено: три раза в Верховном Суде и два раза в Президиуме Верховного Суда. По мнению следователя по особо важным делам отдела по расследованию преступлений в сфере экономики и должностных преступлений прокуратуры г. Москвы С.С. Куприяновой, которая одно время расследовала это дело, оно было возбуждено без достаточных оснований и какой-либо проверки. Также, по её мнению, до настоящего времени уголовное дело необоснованно находится в производстве следственных органов г. Москвы, о чём и был подан рапорт руководству, читаем мы в ПГ.

Иностранные кукловоды
Предполагается, что «Атон» в силу его уставных задач — это не конечный покупатель, а всего лишь перепродавец. В нашем случае в качестве конечного бенефициара подразумевается некая иностранная пивоваренная компания. Напомним, что передел на российском рынке производителей пива начался как раз в начале 2000-х годов и продолжается до сих пор. В итоге иностранцам на нём сейчас принадлежит около 90 процентов. Поделен он в следующей пропорции: Carlsberg Breweries A/S — более 40 процентов (пивоваренная компания «Балтика»), Sun Interbrew — более 19 процентов, Heineken — 17 процентов, Efes beverage group — около 10 процентов. Есть и другие иностранные игроки. Собственно говоря, из крупных отечественных заводов независимыми на рынке остались только «Очаково» и «Афанасий-пиво», пишет «Парламентская газета».
В целом же возникает один весьма нелицеприятный вопрос. А именно: почему явно или неявно передел рынка в пользу иностранцев осуществляется руками отдельных представителей наших правоохранительных органов? Причём методы ведения следствия позволяют предположить весомую коррупционную составляющую, делают вывод журналисты «Парламентской газеты».
В случае закрытия завода под давлением иностранных конкурентов Тверская область многого лишится. Ежегодно это предприятие платит в бюджет более 200 миллионов рублей, что составляет около 4 процентов всех доходов региона. К тому же стоит учесть, что оно даёт работу более чем 1200 человек.
В связи с непростой ситуацией вокруг Тверского пивоваренного завода, который является одним из главных работодателей и налогоплательщиков региона, ход расследования уголовного дела взял под свой контроль председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев, который является депутатом от Тверской области. Он направил депутатский запрос первому заместителю Генерального прокурора РФ — председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ А.И. Бастрыкину с просьбой проверить обстоятельства возбуждения против директора завода уголовного дела, сообщает «Парламентская газета».
Вот как прокомментировал происходящее главный редактор тверской газеты «Караван+я» Геннадий Климов: «У меня лично нет сомнения, что это продолжение попытки рейдерского захвата предприятия с целью убрать с российского рынка одного из последних российских конкурентов. Если это произойдёт, то российский рынок будет полностью поделен между иностранными компаниями. Если ничего не предпринимать, то это ждёт и другие секторы экономики. Наша насквозь прогнившая государственная машина верно служит любому иностранному проходимцу, готовому заплатить налом. Но это же касается и журналистов. Штаб по организации информационного давления на Максима Ларина находился одно время непосредственно в редакции газеты «Тверская жизнь». А это газета областной администрации. Знал ли об этом губернатор Дмитрий Зеленин, или руководители «Тверской жизни» реализовывали частный проект? Я не могу об этом судить. Могу только подтвердить, что такой штаб был.
Да и разве только пивоваров это касается? Сегодня по центральным каналам телевидения развернута беспрецедентная компания по ликвидации отечественного автопрома — над отечественными машинами потешаются юмористы, КВНщики. Уверен, и за это кто-то тоже платит. При этом в этой антигосударственной деятельности принимают участие государственные СМИ, которые содержатся за счёт налогоплательщиков.
По моему мнению, разумеется, уголовное преследование Максима Ларина не случайно совпало с рейдерским захватом. Премьеру Владимиру Путину и президенту Дмитрию Медведеву неплохо было бы разобраться с этой ситуацией, как и с множеством подобных».
Нашей редакции стала известна причина, по которой прокуратура Москвы не передаёт дело Максима Ларина в Тверь. Существует приказ от 31 октября 2002 года заместителя Генерального прокурора Н.И. Макарова: уголовное дело 231429 в прокуратуру Тверской области не направлять. При этом Макаров ссылается на указание первого заместителя Генерального прокурора РФ Ю.С. Бирюкова. В настоящее время следователь по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел Управления Следственного Комитета при генеральной прокуратуре по г. Москве Б.Б. Лопаткина. Дело намерен рассматривать Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судья Новичкова.

Наше досье
Операция по захвату ОАО «Афанасий-пиво» началась в мае 2002 года, когда во время первомайских праздников была организована массовая скупка акций. По мнению экспертов, компания «Атон» занималась скупкой акций в интересах компании Millhouse Capital, зарегистрированной в Лондоне. А уже 8 мая 2002 года из дагестанского города Темрюка в адрес «Афанасия» пришло судебное решение, по которому руководству завода запрещается распоряжаться имуществом и акциями завода. Деятельность предприятия было парализовано, а никому не известная судья из города Темрюка надолго уезжает за рубеж. За период рейдерского захвата против руководства завода было вынесено более 10 судебных определений, впрочем, после отменённых судами других инстанций. Это не могло сказаться на работе предприятия. В конце концов оно было обанкрочено. Однако за последние несколько лет Максиму Ларину удалось восстановить работу тверского предприятия. Он выстроил систему логистики живого пива — продажи стали расти. Кроме этого, у него возникли планы создания нового молочного завода, который мог бы спасти сотни тверских фермеров и сельхозкооперативов от разорения в связи с монополизацией этого ранка.
Вероятно, это и не понравилось нашим зарубежным «друзьям». И вот новое дело против предпринимателя Максима Ларина — всё это напоминает прессинг российских предпринимателей в их собственной стране. Пожалуй, это возможно только у нас. Трудно себе представить правоохранительную машину Германии или другой страны, действующей в интересах российского бизнеса. А у нас — пожалуйста.
Варвара Медведева
Караван+Я