Россия. Рейдерам глянулось пиво «Афанасий»

Как иностранные компании вытесняют россиян из бизнеса руками правоохранительных органов
Несмотря на развитие антирейдерского законодательства, обличение этого крайне негативного для экономики явления с самых разных трибун сегодня в Твери реализуется уже ставший типовым сценарий захвата коммерчески выгодного предприятия. Если владелец не соглашается его продать, если трудовой коллектив отразил штурмы собственной проходной налётчиков с битами, если юристы завода выиграли в судах все иски у липовых и невразумительных «миноритарных» акционеров, то остаётся одно – завести на владельца завода уголовное дело. И делается это в расчёте на то, что в заключении люди по вполне «понятным причинам» становятся намного сговорчивее.

«Странности» следствия
Напомним, что атака на «Афанасий-пиво» началась в 2002 году после скупки небезызвестной инвестиционной компании «Атон» акций у миноритариев. Затем рейдеры по нарастающей использовали все классические инструменты захвата – невразумительные и зачастую подложные решения, изъятие документов, печатей, психологическое давление, иски миноритарных акционеров с вынесением обеспечительных мер в отношении имущества акционеров и компании. И с 2002 года продолжается уголовное преследование директора «Афанасий-пиво» Максима Ларина, обвиняемого якобы в хищении средств компании, в которой он владеет 60 процентами акций, и легализации этих же средств обратно. Первая странность заключается в том, что и обвиняемым, и потерпевшим по делу является один и тот же человек и имущество арестовано у потерпевших в пользу иных лиц.
Вторая странность состоит в том, что возбуждение уголовного дела против владельца завода поразительным образом совпало с началом рейдерской атаки. Странно и то, что обычный хозяйственный спор между акционерами, подведомственный арбитражному разбирательству, по непонятным обоснованиям вдруг приобретает форму уголовного преследования руководителя предприятия. Впрочем, «странности» на этом не кончаются. Так, таинственным образом из дела исчезли 124 тома, причём почему-то именно тех, где, по утверждению Максима Ларина и его адвокатов, имеются веские свидетельства и доказательства его невиновности. Или ещё один абсурдный момент – с Ларина взята подписка о невыезде, а следователь требует его присутствия в Москве. Но пока Ларин решает бюрократические вопросы, связанные с разрешением покинуть Тверь и прибыть в Москву, следователь в деле отмечает ему неприбытие на допрос по неуважительной причине. И ещё один момент – под подпиской о невыезде директор завода находится уже более пяти лет. Это антирекорд.
Ещё из «странностей» – это то, что расследуют его почему-то следователи московской прокуратуры, откровенно нарушая так называемый территориальный признак подследственности, который определяется местом совершения преступления (ст. 152 УПК РФ). В соответствии с этой нормой предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Здесь стоит пояснить, что ранее прокуратура Москвы пять раз пыталась предъявить Ларину обвинение и пять раз оно было отменено, – три раза в Верховном Суде и два раза в Президиуме Верховного Суда. По мнению следователя по особо важным делам отдела по расследованию преступлений в сфере экономики и должностных преступлений прокуратуры г. Москвы С.С. Куприяновой, которая одно время расследовала это дело, оно было возбуждено без достаточных оснований и какой-либо проверки. Также, по её мнению, до настоящего времени уголовное дело необоснованно находится в производстве следственных органов г. Москвы, о чём и был подан рапорт руководству.

Иностранные кукловоды
Предполагается, что «Атон» в силу его уставных задач – это не конечный покупатель, а всего лишь перепродавец. В нашем случае в качестве конечного бенефициара подразумевается некая иностранная пивоваренная компания. Напомним, что передел на российском рынке производителей пива начался как раз на рубеже конца 1990-х – начала 2000-х годов и продолжается до сих пор. В итоге иностранцам на нём сейчас принадлежит около 90 процентов. Поделён он в следующей пропорции: Carlsberg Breweries A/S – более 40 процентов (пивоваренная компания «Балтика»), Sun Interbrew – более 19 процентов, Heineken – 17 процентов, Efes beverage group – около 10 процентов. Есть и другие иностранные игроки. Собственно говоря, из крупных отечественных заводов независимыми на рынке остались только «Очаково» и «Афанасий-пиво».
В целом же возникает один весьма нелицеприятный вопрос. А именно – почему явно или неявно передел рынка в пользу иностранцев осуществляется руками отдельных представителей наших правоохранительных органов? Причём методы ведения следствия позволяют предположить весомую коррупционную составляющую.
Впрочем, по мнению аналитиков рынка, есть одно логичное предположение на тему попытки захвата тверского завода. Если прибрать завод за копейки, а это станет возможно, если его руководитель окажется за решёткой, то его не жалко закрыть и занять его нишу своими марками. Ведь сейчас мощности многих заводов явно недогружены. Однако в случае закрытия завода Тверская область поимеет нешуточные проблемы в части бюджетного наполнения и социальной сферы, так как речь идёт о градообразующем предприятии. Ежегодно это предприятие платит в бюджет Твери более 200 миллионов рублей, что составляет около 4 процентов всех доходов региона. К тому же стоит учесть, что оно даёт работу более чем 1200 человек. С членами их семей получается, что от работы завода зависит благополучие более 5000 человек.

В связи с непростой ситуацией вокруг Тверского пивоваренного завода, который является одним из главных работодателей и налогоплательщиков региона, ход расследования уголовного дела взял под свой контроль председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев, который является депутатом от Тверской области. Он направил депутатский запрос первому заместителю Генерального прокурора РФ – председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ А.И. Бастрыкину с просьбой проверить обстоятельства возбуждения против директора завода уголовного дела.

Александр Садовников
Парламентская газета