Казахстан. Дали народу пиво

Рынок разливного пива уже насыщен, но это не останавливает новых игроков. Перспектива получить легкие деньги, пока не поймают проверяющие и не задавят конкуренты, слишком притягательна
С наступлением лета — традиционного пивного сезона — на улицах казахстанских городов стали появляться многочисленные магазины разливного пива, иногда именующие себя также пивными барами. Они открываются повсюду — на базарах, в ларьках, подвалах, в огороженных отделах продуктовых магазинов, на улицах под навесами и т.д. Как отмечают сами участники рынка, такой массовый наплыв желающих продавать разливное пиво наблюдается впервые. Сегмент разливного пива стал настолько популярен, что достать необходимое оборудование для нового магазина разливного пива сейчас практически невозможно — поставщики не справляются с объемом заказов.
«Конкуренция возросла, только в одном Алматы около 120 точек, специализирующихся на продаже разливного пива», — отмечает основатель сети магазинов разливного пива «Пивас» Жан Тленчиев, считающий, что количество игроков на рынке слишком велико. Но в ближайшее время оно может уменьшиться — и вовсе не из-за кризиса или окончания летнего сезона.

Пену — в массы
Генеральный директор дочернего общества ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”» в Казахстане Виталий Ли полагает, что сегодня самым ярким трендом рынка разливного пива стало именно повсеместное открытие магазинов по его продаже. «Данная тенденция связана с тем, что в Казахстане пока преобладает домашнее потребление пива. Сегодня сегмент HoReCa (рестораны, кафе, отели) в республике преимущественно представлен дорогими ресторанами, сегмент массовых недорогих пивных баров развит слабо», — говорит г-н Ли. К тому же, по данным компании «Nielsen Казахстан», за период с января по май текущего года продажи разливного пива в городской HoReCa (не включая сезонные точки и розничные магазины) сократились на 22% (в натуральном выражении) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В то же время сегмент разливного пива очень прибылен. «Маржа продуктового магазина составляет 30—40%. Маржа пивного магазина составляет свыше 100%, с учетом себестоимости продукции, расхода энергии и так далее магазины разливного пива и ценятся», — говорит г-н Тленчиев. Как рассказал один из владельцев такого магазина, небольшая точка с наработанной клиентской базой может зарабатывать 50 тыс. тенге чистой прибыли в день. Хотя доходность торговых точек может очень сильно варьироваться. Как отмечает г-н Тленчиев, на продажи влияют даже колебания температуры на улице: «Сегодня 27 градусов тепла — одна касса, завтра 24 — и касса совсем другая. Разница может достигать 20%».
В период кризиса некоторые предприниматели расценивают пивные магазины как дополнительный заработок, который поможет им удержаться на плаву. «Раньше было интересно открывать дорогие заведения, потому что у людей было много денег. Если пару лет назад люди со средним заработком не пошли бы в такое простенькое заведение, то сейчас ходят, маленькие магазинчики пива им в самый раз — и недорого, и можно посидеть с друзьями отдохнуть», — говорит директор пивного бара «Достар» Руслан Кенжетаев.
Менеджер по связям с общественностью ТОО «Пивоваренная компания DERBES» Галина Боженко также согласна с тем, что магазины разливного пива становятся для некоторых потребителей альтернативой более дорогим каналам HoReCa. Она отмечает и другой важный момент: «Средняя цена на пиво в стеклянной таре достаточно высока по сравнению с той же Россией, и разница в цене составляет около 20%. Для потребителя сейчас важно value for money, а благодаря открытию таких точек продажи потребитель может купить 1,5 литра разливного пива и заплатить за них меньше, чем за те же 1,5 литра в стеклянной таре». «На наш взгляд, развитию этой тенденции способствует и легенда об отличии качества разливного пива от пива в бутылке (банке, ПЭТ), хотя, как правило, пиво варится единовременно. А качество современного производства таково, что при “слепом” тесте различия между разливным и тарированным пивом не чувствуется», — заверил Виталий Ли.

Пока Фемида спит
Немаловажным фактором, подстегнувшим развитие рынка разливного пива, стал мораторий на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ). Напомним, что два года назад реализация пива стала лицензируемым видом деятельности. Отмену проверок МСБ некоторые игроки восприняли как возможность торговать без лицензии — один из алматинских предпринимателей даже признался нам, что он-то лицензию взял заранее, хотя «до 1 июля продавать пиво можно было и без нее».
Но даже те магазины, которые имеют лицензии, часто пренебрегают некоторыми нормами законодательства. Например, в Казахстане запрещена реализация алкогольной продукции в пластиковых емкостях, этот запрет касается и разливного пива. Однако практически во всех пивных продукцию отпускают и в пластиковых бутылках. Есть нарушения и другого рода. Жан Тленчиев призывает опасаться мошенников: «Есть очень много сезонных пивнушек, которые ставят башни и продают якобы “Шымкент” или “Рудненское”, или “Чешский сладек”, а на самом деле на каждой кеге у них стоит “Жигулевское” — самое дешевое. Людям очень сложно разобраться в разных сортах. После второй кружки вы, как правило, уже не знаете, какое пиво вам наливают…»
Развитию мошенничества способствует тот факт, что прибыль будет идти совсем недолго. Сезон продажи разливного пива длится примерно три-четыре месяца, а затем наступает практически мертвое затишье.

«Жигулевское» и другие
Наиболее плотно магазинами разливного пива заселены спальные районы городов. Тут цена аренды почти в два раза дешевле, чем в центре. И контингент потребителей подходящий — ведь торговцы ориентируются в основном на небогатых покупателей. И ассортимент у торговых точек соответствующий: от 300 до 600 тенге за полтора литра. В Алматы из данной ценовой категории хорошо продаются, в частности, «Шымкентское», «Прага», «Чешский сладек», «Жигулевское» и «Карагандинское». При этом продавцы стараются, чтобы в ассортименте присутствовали и более дорогие сорта — хотя бы один-два бренда.
В целом игроки ориентируются на ограниченный ассортимент. Многие магазины, заявляя сначала более 15 сортов, потом все же сокращают этот список, ориентируясь на предпочтения потребителей, до 10 марок и менее. Например, Руслан Кенжетаев решил держать в своем магазине два-три сорта, так делают многие заведения. «Срок хранения у пива в кегах очень маленький — 1,5—2 недели. Если в магазине много сортов, при этом точка молодая и клиенты не наработанные, то часть пива прокисает. Небольшое количество марок позволяет держать пиво свежим», — рассказал г-н Кенжетаев.
Разнообразие сортов пива, доступных для продажи на разлив, дает возможность магазинам уменьшить влияние конкуренции на перенасыщенном рынке. Если в трех торговых точках, стоящих в метре друг от друга, продают разные сорта пива, то каждый магазин, вероятнее всего, сможет найти своего покупателя. Тем более что торговым точкам необходимо обеспечить себе минимум продаж. Если сортов в магазине мало, то, как рассказали участники рынка, надо продавать в день примерно 50 литров каждой марки, чтобы точка приносила прибыль. Если сортов больше пяти, то продавать нужно в общей сложности примерно 200 литров в день.

Легких денег не будет
Как отмечает г-жа Боженко, производителям пива, безусловно, интересно работать с такими точками. Этот вид продажи разливного пива развивается и востребован в настоящее время, поэтому необходимо обеспечить присутствие своей продукции и в этом секторе. «Но если говорить о вопросе построения эффективной системы работы через этот канал, то это довольно сложно, поскольку проливаемость в таких точках достаточно низкая. К тому же мы как производитель в случае продажи разливного пива в магазине не можем на 100% гарантировать высокое качество нашего продукта перед потребителем», — говорит она.
Производители более дорогих сортов пива настроены более негативно по отношению к таким магазинам. «Балтика» считает, что тенденция развития таких магазинов негативно отразится на развитии культуры потребления пива, снизит темпы развития сегмента HoReCa. «Кроме того, мы полагаем, что с маркетинговой точки зрения этот факт негативно отражается на премиальном позиционировании брендов», — говорит Виталий Ли. В компании уверены, что сегмент разливного пива в Казахстане будет активно развиваться, но не считают пивные магазины частью этого процесса.
Некоторые «старожилы» рынка говорят о том, что ожидания новичков слишком завышены.
Как рассказал старший продавец сети магазинов разливного пива PEGAS Дмитрий Линченко, всем кажется, что это легкий заработок, поэтому все идут на этот рынок: «Однако для начала надо раскрутить новый магазин, и сейчас сделать это очень тяжело из-за высокой конкуренции. Старые магазины имеют на рынке преимущество». Сеть PEGAS закрыла один из своих пяти магазинов в этом году — он был новым и не смог набрать необходимое количество клиентов. Некоторым новым точкам тоже теперь приходится закрываться из-за нерентабельности. Но в большинстве магазинов все же заявляют, что существующего уровня спроса им хватает.
В этом году доходы сети «Пивас» снизились на 40% из-за падения покупательской способности населения и прихода большого количества игроков на рынок. «Этот бизнес уже становится неинтересным», — говорит Жан Тленчиев. Сеть «Пивас» теперь планирует активнее развиваться в регионах, там меньше конкуренции и выше рентабельность. «Если у вас аренда 40 тысяч тенге, как в регионах, то ее можно окупить за три часа. А если как в городе — 150—180 тысяч тенге, вам нужно пахать две недели только на аренду», — отмечает г-н Тленчиев.
Также на этом рынке может негативно отразиться сокращение пивного рынка в целом. Как отмечает Галина Боженко: «В этом году продолжается тенденция снижения объемов продаж. В пивной сезон мы ожидаем снижения на рынке на 10—15%».
Наконец, есть еще один фактор, способный оказать негативное влияние на рынок, — возобновление проверок малого и среднего бизнеса (МСБ) со стороны контролирующих органов. С 1 июля мораторий закончен — и добропорядочные предприниматели уже ждут закрытия недобросовестных конкурентов. Правда, при этом каждый из опрошенных нами бизнесменов уверен, что на его бизнесе возобновление проверок никак не скажется.

Василий Калабин
«Эксперт Казахстан»