Россия. Новые слияния на рынке пива России возможны, но уже как следствие глобальных альянсов — председатель исполкома Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов

Пивоваренная отрасль — одна из самых динамично развивающихся и инвестиционно привлекательных в России. При этом она чаще других становится и объектом всевозможных законодательных инициатив.



9 июня российские производители пива отмечают свой отраслевой праздник — День пивовара. Какие проблемы волнуют пивоваров прежде всего? Каково отношение индустрии к законодательным инициативам последнего времени? На вопросы «Интерфакса» отвечает председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов.



— Вячеслав Иванович, пивоваренная отрасль является объектом пристального внимания законодательной и исполнительной власти. Как вы оцениваете последние инициативы в этой сфере, в частности, акцизную политику? Что в ней не устраивает сообщество пивоваров?


— Сегодня наша отрасль входит в десятку крупнейших отраслей промышленности. В общем объеме промышленного производства она занимает 2,9%, в общем объеме пищевой промышленности — порядка 30%. В отрасли работает около 60 тысяч специалистов, которые обеспечены достойной зарплатой и условиями труда.


Предприятия индустрии полностью выполняют свои обязательства перед бюджетом. В 2006 году пивовары выплатили 87 млрд рублей в бюджеты всех уровней.


Но, видимо, кому-то успехи индустрии не дают покоя. Если послушать наших законодателей и почитать прессу, то складывается впечатление, что в России успешно решены все проблемы, за исключением одной — пива. Через полгода состоятся очередные парламентские выборы, и мне, не только как официальному представителю пивоваренной индустрии, но и как избирателю, хочется, чтобы новый состав Госдумы запомнился не баталиями с пивом, а эффективными законами по улучшению качества жизни в нашей стране.


Что касается ставки акциза, то, как известно, размер ее индексации на 2008 год составил 33%. Это самая высокая индексация, начиная с 1997 года. Таким образом, нарушен принцип, провозглашенный самим же государством, когда ставка акциза устанавливалась пропорционально прогнозируемому уровню инфляции на следующий год.


В последние годы рост потребительских цен был выше роста цен на пиво. Так, в 2006 году общая инфляция в стране составила 9%, а в сегменте «пиво» — около 6%. Это значит, что производители пива сдерживали рост цен за счет снижения рентабельности. Вторая причина этого явления — высокая конкуренция в индустрии.



— Как, на ваш взгляд, должна строиться акцизная политика? Какими могут быть последствия повышения акцизов для отрасли, для потребителей?


— Союз российских пивоваров выступает за возвращение к прежнему принципу индексации ставки акциза, то есть пропорционально уровню инфляции. Такая система акцизообложения в большей степени отражает экономические реалии в нашей стране.


Здесь необходимо понимать, что речь идет не просто о математическом увеличении ставки акциза. Этот процесс затрагивает широкий спектр социальных и демографических проблем.


Сейчас на самом высоком уровне говорят о необходимости принятия концепции государственной алкогольной политики, которая подразумевает изменение структуры потребления алкоголя в нашей стране в сторону увеличения потребления слабоалкогольных напитков, включая пиво. Акцизная политика является одним из наиболее эффективных инструментов этого процесса. Опережающая индексация ставки акциза на пиво неизбежно приведет к повышению цен на пиво в рознице от 1,5 рублей и выше.


Уровень жизни в нашей стране таков, что стоимость алкоголя является определяющим при выборе его типа. Поясню на таком примере. Сегодня среднерыночная стоимость пива — 18 рублей, водки — 60 рублей за бутылку. То есть для потребителя, который стремится получить нужный ему эффект за меньшие деньги, выбор очевиден. С 2008 года разница в цене между водкой и пивом еще больше сократится, что приведет к росту потребления крепкого алкоголя, суррогатов.


Крепкий алкоголь по-прежнему остается одной из главных причин смертности в России. По данным Росстата, в 2006 году от употребления алкоголя погибло около сорока тысяч россиян. И это не считая косвенных причин, связанных с алкоголем, таких как хронические заболевания, автокатастрофы, несчастные случаи.


Общество нуждается в принятии концепции государственной алкогольной политики, основанной на продуманных сбалансированных мерах по регулированию потребления алкоголя в нашей стране. Пока же большинство решений в этой сфере принимаются исходя из конъюнктурных соображений и без учета мнения профессионального сообщества.



— Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект, который вводит запрет на употребление пива и произведенных на его основе напитков в общественных местах. Как вы относитесь к этой инициативе? Считаете ли вы возможным ввести этот запрет после той свободы, которую имеют любители пива сейчас? Каким образом? Возможно ли проконтролировать выполнение этого закона?


— Проблема культуры потребления пива в нашей стране, а вернее, практически полного ее отсутствия, действительно, существует. Мне тоже не доставляет удовольствие наблюдать людей в транспорте и на улице с бутылками пива. И здесь я разделяю возмущение тех, кто выступает против этого. Но это общая проблема культуры поведения людей в обществе.


В большинстве цивилизованных стран пить и есть на ходу, на улице просто не принято, это неприлично. И неважно — пьет ли человек пиво или молоко. Повторяю, это вопрос культуры, воспитания, влияния окружающей среды.


Но пивоваренное сообщество категорически против предложений о запрете продажи пива в общественных местах, с которым выступает Госдума. Наши потребители просто не готовы воспринять этот запрет. Представьте ситуацию: человек, чтобы освежиться в жаркую погоду, покупает бутылку пива, привычно присаживается на скамейку в парке. К нему подходит милиционер и… Я думаю не трудно предсказать, каким будет их диалог и куда пойдет штраф. И потом — не получится ли так, что вместо того, чтобы заниматься серьезными правонарушениями, сотрудники милиции, которых и так не хватает, будут штрафовать граждан, вся вина которых в том, что они решили утолить жажду?


Инициаторы закона любят ссылаться на примеры других стран с высоким уровнем потребления пива — Чехию и Германию. Только при этом забывают упомянуть, что в них цена пива в баре и ресторане ненамного выше цены пива в рознице, и поэтому у них половина потребляемого пива приходится на сектор HoReCa.


У нас же открытие пивного бара и ресторана, особенно в Москве, дело чрезвычайно затратное, так что говорить о доступных для большинства населения ценах говорить не приходится.


И если мы заявляем о своем стремлении соответствовать европейским стандартам, то начинать нужно с создания благоприятных условий для развития частного предпринимательства и мер по поднятию уровня жизни населения. К тому же необходимо помнить, что в российских условиях любое усиление административного давления на население часто приводит к обратной реакции. Тому есть немало примеров.



— Тот же законопроект планирует установить полный запрет на потребление пива несовершеннолетними в общественных местах. Как Союз российских пивоваров относится к этой инициативе?


— На самом деле такой запрет уже действует с апреля 2005 года. Союз был одним из главных инициаторов введения запрета на розничную продажу пива несовершеннолетним и его потребление ими в общественных местах.


В 2006 году мы запустили собственную программу «После 18», направленную на ограничение доступа несовершеннолетних к пивоваренной продукции. Ее основным элементом стал знак «Продажа пива несовершеннолетним запрещена», который компании-члены нашего союза добровольно распространяют в розничных торговых точках по всей стране. С февраля с 2006 года распространено около миллиона знаков более чем в 300 тыс. торговых точек.


Кроме того, пивоваренные компании включили знак в рекламу на телевидении и наружную рекламу. Сейчас мы работаем над новыми проектами в этой сфере.



— Но неужели вы и впрямь считаете, что подобные знаки смогут остановить продавцов, многим из которым все равно — кому продавать пиво?


— Да, основная проблема здесь лежит в области выполнения закона. Несовершеннолетние пьют пиво, потому что им его продают. Многое зависит от действий органов власти в центре и на местах, которым необходимо сосредоточиться на том, чтобы эти запреты выполнялись. К сожалению, такое происходит не всегда и не везде.


Здесь есть еще одна проблема государственного масштаба. В нашей стране практически полностью разрушена система работы с молодежью. Подросткам нужно что-то предложить, чем-то их заинтересовать. Законодатели любят рассуждать о том, как производители пива спаивают молодежь, но почему-то очень давно не слышно предложений о формировании государственной молодежной политики.



— Союз пивоваров всегда выступал за развитие социально-экономического партнерства в пивоваренной отрасли, за активный диалог бизнеса и власти. Есть ли результаты этого взаимодействия? Что удалось, что — нет?


— Социально-экономическое партнерство власти и бизнеса является одним из приоритетных направлений деятельности пивоваренной индустрии. В апреле в Москве состоялось Всероссийское совещание, посвященное этому вопросу с участием руководителей федеральных ведомств, представителей министерств, депутатов Госдумы. Мы получили поддержку со стороны государства во всех начинаниях как в части реализации социальных проектов, так и в вопросах развития стандартизации производства.


Социальное партнерство в пивоваренной индустрии — это многопрофильная деятельность, которая включает в себя все аспекты от реализации проектов в сфере АПК до образовательных программ. Например, ведущие пивоваренные компании активно инвестируют в развитие собственной сырьевой базы. За последние годы в России введено 10 солодовенных заводов общей мощностью свыше 1 млн тонн солода в год.


Кроме того, только в 2006 году на благотворительность члены Союза направили свыше трехсот миллионов рублей.


В последнее время мы много внимания уделяем развитию корпоративной социальной отчетности. Социальный отчет — это форма информирования государства и общества о результатах экономической деятельности и социальных проектах. Мы опубликовали два социальных отчета по итогам 2000-2004 годов и по результатам 2005 года, став таким образом первым в России отраслевым объединением, представившим консолидированную позицию в сфере корпоративной социальной отчетности.


В настоящее время мы готовим стандарт корпоративной социальной отчетности пивоваренной отрасли, в котором будут сформулированы принципы участия компаний в этом процессе.


Хочу подчеркнуть, что для пивоваренного сообщества социально-экономическое партнерство — это не просто дань какой-то конъюнктуре, а наша общественная позиция, наше отношение к жизни.



— Четыре года назад союз принял Кодекс чести российских пивоваров. Насколько он показал свою эффективность за это время? Каковы перспективы саморегулирования профессионального сообщества в целом?


— Сначала хотел бы напомнить, что Кодекс чести — это соглашение о правилах профессиональной деятельности и стандартах деловой этики в ключевых аспектах ведения бизнеса: производство, качество и продажа пива, отношение с потребителями, включая развитие культуры потребления пива, рекламу и продвижение на рынке, спонсорство и меценатство, а также корпоративная деятельность и отношения с конкурентами.


Сегодня к этому документу присоединились 76 компаний, причем в их числе даже есть производители, которые не являются членами Союза российских пивоваров.


Мы считаем, что саморегулируемое сообщество должно всегда быть на шаг впереди общественных ожиданий. Поэтому постоянно развиваем Кодекс. В апреле этого года мы внесли изменения в документ, которые направлены, в частности на то, чтобы не применять при производстве пива генетически модифицированное сырье, не обращаться в рекламе к беременным женщинам, водителям, управляющими транспортными средствами, не проводить акций, соревнований, конкурсов, направленных на поощрение чрезмерного потребления пива.


Союз считает, что в перспективе такие вопросы как реклама, продвижение товара на рынке, отношения с потребителями и конкурентами должны регулироваться не государством, а самим профессиональным сообществом.



— Союз пивоваров предложил восстановить рекламу спонсоров спортивных соревнований. Поддержана ли эта инициатива? Как продвигается решение вопроса?


— Это одна из наших самых «болевых» точек. Здесь нужно понимать, что в российском бизнесе не так много компаний, которые считают спортивных болельщиков своей целевой аудиторией.


Посмотрите на мировой опыт — ведущие мировые пивные брэнды являются партнерами таких соревнований как Кубок мира по футболу, Лига чемпионов УЕФА, Кубок мира по биатлону и т.д.


Россия, претендуя на право проведения многих престижных соревнований, не только вступает в противоречие с мировыми стандартами, но и теряет средства, которые могли бы пойти на развитие профессионального спорта.


Международные спортивные ассоциации требуют от организаторов соревнований на местах неукоснительного выполнения обязательств перед своими рекламодателями.


Мы обращались к руководителям профильных министерств и ведомств, но однозначного ответа о возможном восстановлении рекламы спонсоров пока не получили. Хотя то, что проблема действительно существует и ее надо решать, признают те же депутаты Госдумы.



— Темпы роста производства пива в прошлые годы несколько снизились, и, тем не менее, в 2006 году аналитики, кроме, кстати, экспертов Союза пивоваров, ошиблись в своих прогнозах — рост оказался выше, чем они предсказывали. Какие факторы -«подводные камни» не учитывались? Есть ли они в этом году? Каков ваш прогноз на этот год?


— На динамику рынка оказывает влияние целый ряд объективных и субъективных факторов, и поэтому даже экспертам порой трудно предсказать изменения. Что касается 2006 года, то на росте показателей сказались и жаркое лето в большинстве районов страны, и эффективная маркетинговая стратегия, реализуемая участниками рынка.


Климатический фактор является основным при оценке причины динамики рынка. Аномально теплая зима, ранняя весна стали одной из главных причин роста производства пива по итогам четырех месяцев этого года почти на 30%.


Если говорить о дальнейших перспективах, то мы предполагаем постепенное снижение темпов роста к концу года. По итогам 2007 года, по нашим оценкам, динамика производства составит порядка 10%.



— В прошлом году вы говорили, что в ближайшие годы российский рынок пива будет развиваться в основном за счет регионов. Насколько сбылась эта оценка? Как вы оцениваете роль региональных компаний, в том числе и тех, которые входят в состав основных игроков рынка?


— Тенденция развития рынка пива за счет регионов очевидна. Сегодня практически все ведущие компании либо уже запустили заводы в регионах, либо заявили о своих намерениях сделать это в ближайшие два-три года. Наиболее перспективными с точки зрения инвестиций являются Поволжье, Сибирь и Дальний Восток.


В то же время региональные заводы, относящиеся к категории малых и средних предприятий, сохранят свои позиции на рынке. У них есть свой потребитель, который предпочитает продукцию, выпускаемую в его родном городе под «родной» маркой. Так что на российском рынке место есть для всех.



— Как вы считаете — процесс консолидации отрасли практически завершен или есть еще возможность для слияний и поглощений? Прогнозируете ли вы выход на российский рынок каких-либо новых зарубежных игроков?


— Процесс консолидации на рынке пива в России целом завершен. Сегодня шесть игроков контролируют свыше 90% пивного рынка. Компании предпочитают строить свои производственные площадки, а не покупать существующие активы. Это связано с тем, что все наиболее привлекательные активы на нашем рынке уже приобретены.


Приход на рынок новых зарубежных игроков вряд ли возможен, хотя бы потому, что практически все они уже представлены на нашем рынке. Если на нашем рынке и произойдут новые слияния и поглощения, то это будет, скорее, следствием глобальных альянсов на мировом рынке пива.



В настоящее время в пивоваренной отрасли России насчитывается около 200 предприятий. В прошлом году они произвели 998,2 млн декалитров (дал) пива, что на 9,8% больше, чем в 2005 году. Россия занимает 5 место в мире по объемам производства пива, 30 — по объему потребления пива на человека в год (67 литров).