!!_ Читайте «Пивное дело» №2/2007: Выступления участников совещания «Концепция взаимодействия бизнеса и власти. Развитие социально-экономического партнерства в пивоваренной отрасли».

Д.А. Халтурина, Доцент кафедры организации социальных систем и антикризисного управления РАГС при Президенте РФ


Термин «алкогольная политика» возник в скандинавских странах как альтернатива таким подходам, как сухой закон. В настоящее время и сам термин, и связанные с ним политические и научные подходы широко распространены и применяются во всех странах мира.
Каковы же принципы алкогольной политики государства? В мировом опыте принято, что приоритетом нормальной алкогольной политики является сохранение здоровья, жизни и социальное развитие. Алкогольная политика должна быть направлена не исключительно на тяжелых алкоголиков, а на всё общество.
Каковы цели алкогольной политики в цивилизованных странах? Это сокращение потребления крепких напитков, максимальное сокращение потребления всех видов алкогольных напитков молодежью и сокращение опасных форм потребления алкоголя.
Наиболее эффективные меры включают ограничение доступности алкоголя экономически, во времени и пространстве. Меры информационного характера практически не работают. Повышение цен на алкоголь, на крепкие напитки в особенности, является одной из наиболее действенных мер, позволивших снизить тяжесть алкогольных проблем во многих странах.
В частности, Дания в 1917 году провела свою собственную революцию, за ночь из водочной страны превратилась в пивную, резко повысив цены на водку.
Поскольку решающий фактор сверхсмертности россиян – это высокий градус потребляемых напитков, мы бы рекомендовали резкое увеличение стоимости крепких напитков по сравнению с пивом и вином. Одним из эффективных инструментов такой политики является перераспределение акцизов на водку и на пиво.
Как показывают исследования, для такой культуры как российская необходимо, чтобы соотношение между стоимостью одного и того же объема водки и пива было не менее чем 1:10.
Кроме того, действенными мерами являются введение ограничения физической доступности алкогольных напитков, то есть прежде всего запрет на продажу крепких напитков в нерабочее время, по ночам. В некоторых странах не продают алкоголь в один из выходных дней, а у нас как раз именно на выходные приходится пик смертности, связанный с употреблением алкоголя.
Также, исследования показывают, что чем меньше торговых точек, продающих те или иные напитки, тем меньше алкогольная смертность и преступность. Давайте приведем сравнение. Во всей Норвегии всего 147 точек торгует крепкими напитками, в то время как в Подмосковье таких точек 15 тысяч. То есть в Норвегии одна точка, торгующая крепкими напитками, приходится на 30 тысяч человек, в Швеции одна точка – на 23 тысячи человек, в Подмосковье одна точка – на 400 человек.
Конечно, после этого не стоит удивляться, что у нас среднестатистический мужчина выпивает 180 бутылок водки в год, каждый 80-й мужчина сидит в тюрьме, подавляющее большинство преступлений совершено в состоянии алкогольного опьянения.
Другой эффективной мерой по снижению алкоголизации населения является введение государственной монополии на розничную торговлю крепким алкоголем.
Такая монополия включает в себя все перечисленные выше меры и может быть достаточно эффективной в российских условиях.
В пользу введения таких мер говорит статистика 2006 года. Как известно, в прошлом были приняты изменения в законодательство в сфере государственного регулирования производства и оборота спиртосодержащих продуктов, усиливающие налоговую нагрузку и административный контроль за рынком крепкого алкоголя.
В результате заметно снизилось производство и потребление технического спирта. И впервые за последние годы резко снизилось производство дистиллированного спирта и водки. В итоге в 2006 году умерло на 138 тысяч меньше, чем в 2005 году, а смертность от алкогольных отравлений снизилась на 20 процентов.
Таким образом, 2006 год показал, что в России существуют реальные возможности для снижения уровня алкоголизации населения.


 


Подробнее («Пивное дело» №2/2007: Диалог бизнеса и власти)


Подписной индекс журнала в каталоге Роспечать: 36855.