Украина. Инвестор полез в бутылку

Массовый приход иностранного капитала в украинскую стекольную промышленность создаст конкуренцию на этом быстрорастущем рынке и заставит действующих игроков активнее модернизировать производство


За прошлый год в развитие украинской стекольной промышленности было инвестировано около ста миллионов долларов. Темпы роста производства стеклотары составили 15–20%, что в десять раз выше средних европейских показателей. Такая динамика стала результатом бурного развития в стране производства пива, а также других спиртных и безалкогольных напитков. Возникший в прошлом году дефицит стеклотары побудил ее производителей активнее модернизировать предприятия и наращивать мощности.


Емкий украинский рынок стеклотары привлек внимание зарубежных инвесторов. Сделки по приобретению украинских активов в стекольной промышленности последовали одна за другой. Летом прошлого года французская стекольная корпорация Saint-Gobain купила контрольный пакет акций ровенского завода «Консюмерс-Скло-Зоря» — крупного предприятия по производству бутылок. В январе 2006−го кипрская компания Uglass Holding Ltd стала собственником Бучанского завода стеклотары, а через месяц швейцарская фирма Vetropack обосновалась в Гостомеле.


Инвесторы понимали, что приходят на неэффективные предприятия, работающие на очень перспективном рынке. Поэтому все усилия были направлены на их скорейшую модернизацию. Так, в ближайшее время на ровенском заводе будет запущена новая стеклодувная печь мощностью 400 тонн. По мнению экспертов, она сможет обеспечить продукцией 10% рынка. Новые владельцы инвестировали в проект 50 млн долларов. С начала июля Гостомельский завод приступил к модернизации производственного участка, отвечающего за выдувание бутылок из белого стекла. Смета проекта потянула более чем на 11 млн долларов. Кроме того, будет построена печь для зеленого стекла. В середине августа Европейский банк реконструкции и развития выделил стеклозаводу кредит в 59 млн долларов, который будет использован на обновление производственных мощностей. В результате за счет пивной, винной бутылки и тары для разлива шампанского мощности предприятия вырастут на 40%.


По мнению экспертов, появление на украинском рынке крупных международных корпораций заставит действующих игроков повысить качество продукции и расширить ее ассортимент. Сегодня на этом рынке попросту нет конкуренции. Заводы работают в разных сегментах, практически не пересекаясь между собой по товарным позициям. Из-за того, что спрос на стеклотару и так высок и ежегодно продолжает увеличиваться, производители не знают проблем со сбытом готовой продукции. С одной стороны, это создало комфортные условия для развития отрасли, с другой — лишило собственников заводов экономических стимулов к совершенствованию. Выпуск стеклотары — и без того прибыльный бизнес: в среднем рентабельность продукции стеклозаводов составляет 20%. «До недавнего времени алкогольный рынок страны ощущал дефицит качественной стеклотары местного производства, — говорит директор по качеству и новым проектам компании Nemiroff Светлана Гладкая. — Однако за последний год ситуация изменилась: предприятия начали активно модернизировать производство. Связано ли это с приходом иностранных инвесторов или со стратегией развития самих предприятий, сказать трудно».


Хрупкий стеклянный баланс


В советское время бутылки были попроще. Выпускалась стандартная, однообразная продукция, без лишних затрат на качество и разработку формы. В наследство от той эпохи стекольным заводам достались устаревшие технологии и, соответственно, неконкурентная, в сравнении с импортной, продукция. Доходы граждан росли, рынок алкогольной продукции дифференцировался по цене и качеству, а бутылка оставалась прежней. Отрасль нуждалась в больших инвестициях. Пока предприятия раскачивались, накапливая средства для модернизации производства, заказчики стеклопродукции закупали тару в Польше, Чехии и Финляндии. Это привело к катастрофическому снижению внутренних продаж стеклотары. Наконец, отечественный бизнес обратил внимание на этот очень востребованный товар. А успешно конкурировать с импортом позволяла близость к потребителям. Стеклозаводы стали брать кредиты под высокие проценты и наращивать мощности, но всё равно не поспевали за ростом потребительского рынка. Для того чтобы построить стекловаренную печь, ввести ее в эксплуатацию и запустить стеклоформовочную линию, необходимо около двух лет и по меньшей мере 20 млн долларов. По данным ассоциации «Стекло Украины», только в 2006−м отрасль вышла на баланс спроса и предложения. Этому предшествовала двухлетняя работа по модернизации ключевых предприятий. Доля импортной продукции за последние пять лет снизилась в четыре раза и сейчас составляет пять процентов. Между отечественными и зарубежными производителями стеклотары конкуренции почти нет. Как правило, украинские производители покупают на Западе ту продукцию, которая в Украине вообще не выпускается. К примеру, когда компания IDS Group начала розлив минеральной воды «Миргородская» в стеклянную тару, она не нашла в Украине завода, который смог бы взять на себя выполнение заказа: производство бутылки из голубого стекла. Для премиальной поллитровки компания нашла бутылку в Дании.


Производство стеклотары в Украине растет на 20 процентов в год, что в десять раз превышает средние европейские показатели


Правда, по словам председателя наблюдательного совета ОАО «Ветропак Гостомельский стеклозавод» Дмитрия Олейника (он же возглавляет ассоциацию «Стекло Украины»), пример с минеральной водой непоказателен, по нему нельзя судить о недостатке стекломощностей в стране. В мире есть всего несколько заводов, выпускающих продукцию из цветного стекла, спрос на которое ограничен. Выпускать в каждом государстве такую тару экономически нецелесообразно. Кроме того, производство в Украине минеральной воды «в стекле» упало с 25–30% в общем объеме производства стеклотары в 1990 году до нынешних сотых процента.


Пивовары жалуются


Сегодня главной движущей силой развития стекольной промышленности является активное развитие рынков пива и водки. Борьба за клиента, который сможет выбирать, стимулирует стекольные предприятия работать над качеством. Легализация рынка алкоголя, рост экспорта и отмена минимальных цен на водку в июне прошлого года структурировали рынок и обеспечили стабильный рост объемов производства. Сегодня эти объемы превышают 40 млн дал в год. Крупнейшие клиенты стеклозаводов — пивовары — в 2005−м увеличили продажи на 23%, а в этом году ожидается увеличение объемов производства пива еще на 10%.


До сих пор украинские стекольщики были не в состоянии полностью удовлетворить этот спрос ни количественно, ни качественно. Продукция растущего премиального сегмента пивного и водочного рынков разливается только в заграничную бутылку. Для производителей этой продукции внешний вид товара, особенно того, который поставляется на экспорт, должен быть не только безупречным, но и эксклюзивным. Выполнить такие требования отечественные стеклодувы пока не могут. Едва ли не единственным примером выпуска украинским предприятием уникальной бутылки стал опыт гостомельского завода. Четыре года назад там был разработан дизайн бутылки Coca Cola объемом 0,25 литра. Тогда в маленький городок под Киевом на обучающий семинар по внедрению этой тары по всему миру приехали европейские производители стекла — партнеры компании Coca Cola. Это единственный случай, когда транснациональная корпорация доверила внедрение новинки украинскому предприятию.


Производители стеклотары говорят, что уже готовы полностью удовлетворить высокий спрос на пивную бутылку, однако заказчики утверждают обратное. По словам представителя крупной пивоваренной компании Украины, который не захотел называть своего имени, стеклозаводы до сих пор используют свое монопольное положение. В Украине работают всего несколько предприятий, которые выдувают современную бутылку. Они позволяют себе срывать сроки и объемы поставки продукции, нарушать стандарты качества. При этом простой разливочной линии из-за устранения одной битой бутылки с конвейера означает потери в несколько тысяч долларов. Однако, судя по всему, такая монополия производителей бутылок заканчивается.


Чем тоньше, тем лучше


В структуре себестоимости производства стекла четверть расходов — это плата за энергоносители. После повышения цен на газ и другое горючее стоимость бутылки увеличилась на 10–25%. Некоторые предприятия заранее подготовились к повышению цен на топливо. Так, на гостомельском заводе уже четыре года работает система когенерации — выработки электроэнергии за счет преобразования тепловой энергии собственных печей. Ежегодно стеклянная бутылка теряет в весе, поскольку применение новых технологий позволяет выпускать так называемую облегченную стеклотару. Главный принцип такого производства: чем меньше стеклосырья идет на выдув одной бутылки, тем больше их получается из одного и того же объема стекломассы. При этом значительно снижаются удельные затраты на сырье и энергию, а также возрастает производительность оборудования, поскольку выдув бутылки с более тонкими стенками и ее охлаждение занимают меньше времени. Сокращаются и расходы на перевозку.


Современные технологии позволяют использовать до ста процентов неликвидного стекла, что значительно снижает затраты


При правильной организации производство стекла не оставляет отходов. Брак и стеклобой можно использовать для вторичной варки. Основным сырьем для изготовления стеклянной тары являются кальцинированная сода и кварцевый песок. Стекольную промышленность полностью обеспечивают украинские предприятия — «Лисичанская сода» и Крымский содовый завод. Для получения цветного стекла в шихту (подготовленная смесь всех компонентов для варки стекла) добавляют коричневый кокс и зеленые хромосодержащие элементы. Кроме того, в печь добавляют стеклобой, чем больше — тем лучше. После варки стекломассы при температуре полторы тысячи градусов по Цельсию жидкая масса в виде капель попадает в формы будущей тары. Процесс производства одной бутылки занимает не более пяти секунд.


Современные технологии позволяют использовать до ста процентов неликвидного стекла, что в первую очередь значительно снижает энергопотребление. Кроме того, использование стеклянных отходов улучшает однородность стекломассы, увеличивает срок службы печей, повышает экобезопасность предприятия, снижая количество вредных выбросов в атмосферу. По мнению экспертов, производство облегченного стекла — вопрос не только прибыли, но и сохранения позиций на рынке. Жесткую конкуренцию стеклянной бутылке и банке сегодня составляют ПЭТ-упаковка и алюминиевая тара. Если еще десять лет назад стекольщики даже не предполагали, что пивовары будут разливать свою продукцию в альтернативную тару, то сейчас в пластиковой бутылке продается 30% пенного напитка. Большую популярность приобретает жестяная банка.


Однако облегченная тара почти не может использоваться производителями вторично. Тем не менее в производстве того же пива около восьмидесяти процентов бутылок — это оборотная тара. По своим характеристикам бутылка, которая легче и тоньше, считается одноразовой и должна возвращаться на стекловаренный завод в качестве стеклобоя.


Куплю разбитую бутылку


В большинстве европейских стран стеклобой является основным сырьем для нового производства. Его использование снижает себестоимость бутылки на 30%. Развитая система раздельного сбора мусора позволяет тамошним производителям отбирать пригодную для вторичной переработки стеклотару без дополнительной очистки и сортировки по цвету. В Украине стеклобой — пока только вспомогательное сырье. Система оборота и сбора вторсырья в стране функционирует плохо. Закон о таре и упаковке, который должен регулировать обращение и утилизацию ценного мусора — стекла и пластика, — Верховной Радой до сих пор не принят и лежит на доработке в профильном комитете. Поэтому производители обычно сами собирают битые бутылки, сортируют и очищают их. Руководители крупных заводов не стесняются говорить о том, что в решении проблемы сбора битого стекла им помогает не государство, а бомжи, которые очищают города от бутылок, сдавая их в пункты приема. В результате неэффективной централизованной системы сбора стекла показатели промышленной переработки ценного и необходимого вторсырья в нашей стране — самые низкие в Европе.


«Для нас сбор стеклобоя — вопрос экономии. Стекловаренные печи на предприятии спроектированы с расчетом переработки не менее десяти процентов стеклобоя. Пять лет назад предприятие стимулировало частные компании начать этот бизнес специально под нас. Некоторым выдавали беспроцентные кредиты, кому-то купили контейнеры для сбора стекольных отходов», — рассказывает Дмитрий Олейник. Для очистки битого стекла на заводе оборудован отдельный цех. В нем оно сортируется по цветам с помощью определяющих лазерных датчиков, отсевается мусор. На гостомельском стеклозаводе в изготовлении бутылки вспомогательное сырье составляет 25%. Кроме того, предприятие покупает у своих клиентов — производителей пива и водки — их технологический брак. Специальные контейнеры для сбора пустых бутылок установлены около ресторанов. Еще один из поставщиков стеклянных отходов — мусороперерабатывающий завод «Гринко», который продает их по 300 гривен за тонну. Часто стекольщики обращаются к частным объявлениям в Интернете вроде «Куплю стеклобой, дорого».


Вперед к эксклюзиву


По мнению аналитиков, вхождение на рынок международных компаний не повлечет за собой рост цен на продукцию, не произойдет и смены лидеров. Основных производителей больше будет интересовать разработка и выпуск индивидуальной упаковки — они вступят в борьбу за этот сегмент с импортерами. Уже через пять лет до 90% ликеро-водочной продукции будет упаковываться в эксклюзивную стеклотару. Выход в этот сегмент — дополнительные преимущества стеклозаводов в борьбе за покупателя.


Опыт российского стекольного рынка наглядно демонстрирует, что запас для дальнейшего активного роста в Украине есть. Так, в прошлом году в России пять инвестиционных проектов на стеклозаводах стали одними из крупнейших в потребительском секторе. Инвесторы, в основном зарубежные, заплатили за участие в этом бизнесе более 600 млн долларов. В Украине у стекольщиков есть все необходимое — сырье, покупатели. А теперь и капитал.