Россия. Страсти по НДС — 13 процентов уже не за горами

Премьер-министр России Михаил Фрадков вновь поручил Минфину и Минэкономразвития подготовить предложения о снижении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 13 процентов. Такая мера предусмотрена планом мероприятий по реализации дополнительных мер, направленных на ускорение темпов экономического роста.


Ставку НДС планируется снизить с начала 2007 года, хотя теперь уже и не по такому широкому спектру товаров, как предлагал Фрадков изначально.


По расчетам Правительства, такое решение может привести к увеличению темпов экономического роста на 0,5 процента. Среднегодовые темпы роста промышленного производства увеличатся на 0,3-0,5 процента, а увеличение темпов роста инвестиций составит 1,1-1,3 процента. Снижение НДС, как считают в Правительстве, на первых порах приведет к сокращению бюджетных доходов примерно на 300 млрд рублей. «Но вместе с тем следует учитывать, что осуществление данной меры позволит за счет реализации новых проектов, выхода «из тени» и увеличения налогооблагаемой базы обеспечить дополнительные доходы федерального бюджета в размере около 150 млрд рублей», — говорится в документах Правительства.


В этой связи не лишним будет отметить, что львиная доля в общем объеме сборов принадлежит сегодня именно налогу на добавленную стоимость — 36,5. Он же, если иметь в виду только последние данные (январь-апрель), обеспечивает и основной прирост налоговых поступлений в федеральный бюджет — 40 процентов. Но НДС не только самый доходный для федерального бюджета налог, но и самый проблемный. Вокруг него кипят нешуточные страсти. Как по части усложняющегося с каждым годом администрирования этого налога, так и мошенничеств с его возвратом, масштабы которого в последнее время приобрели характер стихийного бедствия.


Но главная претензия бизнеса к НДС — все же высокая ставка начисления. Даже сниженная за последние годы до 18 процентов она, по сравнению с Западом, воспринимается бизнесом, как чрезмерная. Ему больше нравится ставка в 13 процентов. И, кроме Минфина, никто в Правительстве против этого не возражает. Бизнес-сообщество надеется, что и Алексей Кудрин наконец-то согласится с позицией премьер-министра и выполнит его поручение.


Но помимо финансового обременения, НДС не нравится предпринимателям и по причине излишнего администрирования налога, которое дорого обходится как налоговым органам, так и налогоплательщикам. Обычная декларация по НДС занимает около 25 страниц. ОАО «РЖД», к примеру, ежегодно тратит на налоговый документооборот 4,3 млн долларов. И это только за то, чтобы отчитаться по НДС, который по закону и не обязан платить, поскольку перевозка экспортных грузов облагается по нулевой ставке.


Проверки, как камеральные, так и выездные, стали для предпринимателей, в буквальном смысле, кошмаром, на что вынужден был даже обратить внимание Президент страны, призвавший Минфин навести в этом деле порядок. Затем — крайне усложненная процедура его возмещения, позволяющая ФНС до бесконечности затягивать этот процесс, что вынуждает бизнес в судебном порядке отстаивать свои интересы.


Минфин и ФНС, со своей стороны, жалуются на разросшиеся до невиданных масштабов махинации с незаконным возмещением НДС. По некоторым оценкам, из-за применения бизнесом различных схем по возврату этого налога собирается всего 50-60 процентов НДС, на чем федеральный бюджет ежегодно теряет до 100 млрд рублей. По этой причине налоговики год от года ужесточают правила взимания и возврата этого налога.


Даже сейчас, после отказа Правительства в 2004 году ввести так называемые «спецсчета», эта идея не теряет своей актуальности. По мнению аудитора Счетной палаты Владимира Панскова, введение таких счетов сделает невозможным незаконное изъятие средств из бюджета через механизм возмещения НДС. Но вопрос со «спецсчетами» был и пока остается дискуссионным, а вот долгожданное снижение ставки с 18 до 13 процентов обретает вполне реальные очертания.