Грузия хочет запретить к ввозу что-нибудь российское

Похоже, что Грузия готовится к торговой войне с Россией. Во всяком случае первую жертву грузинские власти уже наметили — российское пиво. Теоретически за ним могут последовать сигареты, соки и другие продовольственные товары. Однако, судя по всему, эти санкции окажутся нечувствительными для российских производителей. Ведь доля Грузии в общем товарообороте нашей страны составляет примерно 0.1%.


Наша коллега, позавчера вернувшаяся из Грузии, говорит, что прилавки местных магазинов просто заставлены российскими товарами. Здесь и водка, и пиво, и соки, и сигареты, и другие товары, произведенные в России. Поэтому мысль о давней грузинской традиции алаверды (в данном случае в ответ на российские запреты поставок вина и минералки) не кажется совсем бесперспективной. Есть чем ответить. Тем более что в 2005 году мы ввезли в Грузию товаров на $351.3 млн., а получили из этой страны — на $154.5 млн. Общий товарооборот между нашими странами в прошлом году составил $505.8 млн., увеличившись по сравнению с 2004 годом на 50.1%.


Итак, Грузия готова ответить. Министр обороны Ираклий Окруашвили заявил, что «приветствовал бы решение по запрету российского пива на грузинском рынке, доля которого составляет около 15%». Вопрос — много это или мало? И все-таки, если Грузия откажет себе в товарах «made in Russia», то неудобства скорее всего почувствуют сами жители Грузии. Так, в IV квартале 2004 года в Грузию из России было ввезено 331 038 литров пива на сумму $187000, а за тот же период 2005 года — уже 491 897 литров на сумму $274000.


А что касается пакетированных соков, то от них в Грузии вообще придется отвыкать всерьез. Ведь в стране практически нет современных производств напитков из фруктовых концентратов. Справедливости ради надо сказать, что пить соки в южных странах не очень принято, ведь всегда под рукой есть свежие или сушеные фрукты, из которых можно сварить отличный морс или компот. Тем не менее Грузия в прошлом году закупила 1 млн. 237 тыс. литров сока. Это в основном томатный, апельсиновый и яблочный соки. Если учесть, что в России производится не менее 2 млрд. 200 млн. литров соков, потеря грузинского рынка сбыта для нас не выглядит столь значительной. «Если грузины откажутся покупать наши соки, мы потеряем примерно 25 млн. рублей из расчета за год, — говорит председатель Российского союза производителей соков Валерий Остапец. — Это как слону дробина».


Но в Грузии «российское» не только пьют, но и курят. Между прочим, чуть ли не каждая сигарета, выкуриваемая на территории Грузии, произведена в России. В прошлом году мы поставили 2 млрд. 442 млн. сигарет российского производства на сумму $28.9 млн., что гораздо больше, чем, скажем, в Азербайджан и Молдавию.



Кстати, парадоксально, но даже минеральные удобрения, которые обнаружил в грузинском вине наш Геннадий Онищенко, в Грузию поставляет Россия.