Россия. Призвание машин

В современном мире производство – уже не просто место, где появляются на свет товары. Это главная шоу-площадка для привлечения сверхлояльных потребителей этих товаров.
Переезжая в новый офис, в рекламном агентстве TWIGA решили внести новации в технологию общения с клиентами. Главным элементом новой технологии стала переговорная, которую разместили посреди офиса. Через стеклянные стены посещающие агентство клиенты могли непосредственно наблюдать бурление творческой жизни.
Неизвестно, действительно ли креативные будни производили впечатление или рекламисты специально для гостей развивали бурную деятельность, но большинство клиентов просили проводить встречи именно в этой переговорной.
Подход, примененный рекламным агентством при оборудовании офиса, используют компании с многомиллионными оборотами, такие, как российская «Балтика» или глобальная BMW, пытающиеся превратить свои заводы в шоу-площадки.
Идея, которая открывает новые источники прибыли, но требует преодоления уже сложившихся стереотипов новой экономики: собственное производство – это не пережиток прошлого, а преимущество. Ведь сегодня, чтобы заставить зрителей смотреть представление, нужно позволить им заглянуть за кулисы.


Неактуальные котлы
Производство – немодное слово. Модные слова – брэнд и аутсорсинг. Модные словосочетания – оболочечная компания и сетевая экономика. Экономической моделью XXI века объявлено производство без производства. А главным героем-вдохновителем из ХХ века назначена великая американская компания Nike, не имеющая производственных площадок в Америке.
Ничто в мире не предвещает возвращения заводской эры: ни knowledge workers, которые становятся все влиятельнее, ни азиатское экономическое чудо, которое становится все чудеснее, ни даже блог Тома Питерса, который становится все раздражительнее. Даже российский рынок, еще достаточно далекий как от knowledge workers, так и от блога Тома Питерса, не остается в стороне.
Компания iRu закрывает подмосковное производство ноутбуков, не выдержав конкуренции с азиатами, «Сибирский берег» идет в Китай, чтобы размещать на фабриках заказы, а «Гамма Косметик» сама надеется стать выгодным контрактным производителем для европейских косметических компаний.
Владельцы больших производств, размещенных в цивилизованных странах, прежде так гордившиеся своими котлами и фрезерами, в таком контексте выглядят неактуально. Впрочем, многие из них уже успели сообразить, что старомодное производство – не тяжелое наследие устаревшей экономики, а конкурентное преимущество. И все, что нужно владельцам «устаревшего» железа,– превратить его из банального средства создания продукции в эффективный маркетинговый инструмент.


 
Открытие пива
«Мы нашли отклик у многих людей,– считает начальник отдела маркетинга компании „Очаково” Алексей Фролов.– У всех наших посетителей очень приятные ощущения».
Приятные ощущения у посетителей возникают от экскурсии по заводу «Очаково», во время которой каждый обыватель может увидеть, как на заводе варят пиво, познакомиться с экспонатами организованного на производстве музея и после всего этого продегустировать продукцию завода.
«Очаково» стало первым «открытым» пивным производством в России: еще в 2000 году в цехах завода были размещены web-камеры во время проекта Союза пивоваров «Пиво – это не секретно». Тогда виртуальную экскурсию организовали для улучшения имиджа пивной отрасли. Но в сентябре 2004 года в «Очаково» открыли реальные экскурсии – уже с коммерческими целями.
«Раньше мы размещали рекламу, где показывали производство, но люди ей не верили,– сетует Алексей Фролов.– „Ну, это не у вас снято”, говорили они. И мы поняли: все пивовары в рекламе показывают блестящие медные котлы и все потребители не верят, что они настоящие. У нас, например, каждые 20 минут моют зал. Но люди ни за что не поверят, пока сами в этом не убедятся».
Так в «Очаково» родилась концепция открытого производства, на которое каждый потребитель может прийти и убедиться. Посетителей на завод стали водить с сентября прошлого года. Разработали маршрут, организовали автобус от метро, наняли экскурсовода, стали работать со школами и вузами, приглашая на бесплатные экскурсии, и даже повесили в коридорах таблички со стрелочкой и надписью «Экскурсия» на русском и английском языках.
Может показаться, что экскурсии «Очаково» – усовершенствованный вариант образцово-показательного производства. Собственно, так и есть. Но дело в том, что усовершенствованный вариант образцово-показательного производства может стать в новом мире решающим конкурентным преимуществом.


Впечатлительный маркетинг
Пока ежемесячно «Очаково» посещают сравнительно немного «туристов» – около тысячи человек. У московской пивоварни есть достойный пример для подражания. Петербургский завод «Балтика», который водит экскурсии уже пять лет, ежегодно посещают 25 тыс. человек.
«Промышленный туризм – самая доступная форма рекламы,– комментирует заведующий экскурсионным отделом компании „Балтика” Юрий Катунин.– Куда более эффективная и менее затратная, чем телевизионные ролики».
В свою очередь «Балтика» явно черпала вдохновение у заводов Sinebruhoff, Hartwell, но, наверное, прежде всего в проекте Heineken Experience, который стал одной из главных туристических достопримечательностей Амстердама.
Но популярность подобных площадок не главное. «Речь идет не о количестве, а о качестве контакта,– замечает Алексей Фролов.– За один рекламный ролик мы не сможем рассказать столько, сколько рассказываем на экскурсии». 25 тыс. «Балтики» – весомая цифра, особенно если предположить, что каждый посетитель действительно становится лоялен брэнду, да еще, может быть, и рассказывает о своих впечатлениях двум-трем людям.
Впечатления – ключевое слово. Можно сравнивать заводские экскурсии с рекламой и называть их промышленным туризмом, а можно считать их источником уникальных впечатлений, а уникальные впечатления – главным орудием борьбы за сердца потребителей в новом мире.
Так, например, считают маркетинговые гуру Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор. Они проанализировали три главные стадии развития экономики – сырьевую, товарную и экономику услуг. И теперь доказывают миру, что следующей стадией будет экономика впечатлений.
Даже не важно, что в этой следующей экономике большую часть денег люди будут тратить на развлечения – такие, как кино, игры, аттракционы. Важно, что даже в «неразвлекательных» отраслях преуспевать будут компании, которые смогут превратить продажу своего товара в спектакль – подобно тому, как сегодня преуспевают те, кто сумел превратить свой продукт в услугу. И производственная площадка – одна из лучших сцен для демонстрации такого спектакля.



Виртуальная закрытость
Российские компании любят виртуальные экскурсии не меньше, чем реальные. И, кажется, доверяют им больше. Посмотреть на цеха в интернете сегодня предлагают «Балтика», «Останкино» и АвтоВАЗ. На сайте последнего можно даже проследить 10 основных этапов сборки автомобилей «Калина». Правда, четвертый этап, например, должен демонстрировать отделку салона, а показывает часть какого-то агрегата, выполняющего малопонятные действия с листом железа.
Проблема не только в недостаточной вере российских компаний в экономику впечатлений, или неготовности реально открывать двери, или даже неидеальном исполнении идей. Проблема в том, что серьезный маркетинг производства доступен далеко не каждой компании.
Зачастую для создания эффективного для туристов производства необходима хорошая история. Так, история Heineken Experience начинается с пивоварни, открытой в 1867 году. В России мало какой производитель может похвастаться такими корнями. Альтернатива истории – роскошная современность, как у BMW, но это требует крупных инвестиций в «выставочное» производство.
На «Балтике» для туристов была специально построена стеклянная галерея, которая ведет из одного корпуса в другой. Строительство одной этой галереи и обустройство завода для удобства посетителей обошлись пивоварне в несколько сотен тысяч долларов. Более серьезные проекты потребуют еще больших денег, которые пока российские предприятия тратить не готовы.
Однако есть препятствия серьезнее финансов. В мире среди туристов популярны производства брэндов, уже ставших легендами, таких как Heineken или Coca-Cola. Но не они сделали марки легендами, а марки сделали эти производства легендарными. Вряд ли даже самое открытое производство сможет поправить имидж такого одиозного производителя автомобилей, как АвтоВАЗ. И вряд ли можно создать миф о великом производстве подшипников для велосипедов.
Чтобы использовать маркетинг впечатлений, нужно быть легендой. С другой стороны, чтобы использовать маркетинг впечатлений, нужно стать легендой. А это само по себе – уже неплохая задача.


Максим Котин, Павел Куликов