Россия. Минэкономразвития предлагает преобразовать ФАС РФ в силовую структуру

Минэкономразвития РФ в понедельник выступило с неожиданным предложением. Заместитель главы МЭРТа Андрей Шаронов вчера предложил ужесточить антимонопольное законодательство, наделив Федеральную антимонопольную службу оперативно-розыскными полномочиями.


В самих антимонопольных органах пока к этому не готовы.


«Свобода и равенство всех хозяйствующих субъектов — это основа бизнеса. Но это невозможно без действенных мер антимонопольной и судебной практики», — сказал вчера Андрей Шаронов на конференции «Конкуренция в России». Впрочем, как это будет происходить, заместитель главы МЭРТа не уточнил. Большие надежды в министерстве возлагают на новый закон о конкуренции, который скоро пройдет второе чтение в Государственной думе. «Антимонопольный орган не станет еще одной правоохранительной структурой, но в законопроекте значительно усилено его взаимодействие с силовыми структурами», — добавил Андрей Шаронов. В Федеральной антимонопольной службе удивлены. «Мы и так используем милицию и других силовиков, но в законе об усилении розыскных полномочий ничего нет», — сказала «Известиям» официальный представитель ФАС Ирина Кашунина.


Известно, что на Западе антимонопольщики используют в своей работе «силовые» методы. Но в самой ФАС к этому пока не готовы. «Основным инструментом должен стать экономический анализ», — вступил в диалог с Шароновым Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС, добавив, что перенимать опыт западных стран здесь преждевременно.


Эксперты считают, что в «усилении» ФАС нет ничего плохого, лишь бы она не стала в итоге еще одним карательным органом. «Объективно отрасли в России не настолько развиты, чтобы была высокая концентрация бизнеса в одних руках и были бы нарушения, — говорит Михаил Зак из Газпромбанка, — за исключением сырьевых отраслей. Даже в банковском секторе «монополия» Сбербанка никому не мешает, не говоря уже о высокотехнологичных отраслях и сельском хозяйстве».


Для ФАС сейчас актуальнее другое: антимонопольщикам надо работать над «дырами» в законодательстве, причем не только в профильном. «Большинство нарушений, выявленных ими за последнее время, касается неразберихи и противоречивости многих законов. Здесь нужна «тонкая» настройка, а не карательные меры», — считает Михаил Зак. «У нас бездействие судебной системы и тотальные провалы в правоприменении законов», — соглашается с ним юридический партнер «ФБК-право» Петр Доставалов, — а систему взаимодействия ФАС и силовиков отстроить не так сложно — была бы политическая воля. Но и компетенция любого государственного ведомства, особенно ФАС, должна быть строго ограничена».