Россия. Продажа Тиньковым бизнеса была своевременна

Бельгийские пивовары из InBev покупают у Олега Тинькова его пивоваренный бизнес вместе с брэндом «Тинькофф». К продаже компании российского пивовара подтолкнули растущие долги. Но Тиньков не уйдет из бизнеса: он войдет в совет директоров InBev и останется владельцем ресторанов «Тинькофф».

В группу компаний «Тинькофф» входят два пивзавода мощностью 22,5 млн дал пива в год и сетью из 10 ресторанов-пивоварен. Оборот компании в прошлом году составил $42,5 млн, компания продала 1,7 млн дал пива. Доля рынка чуть менее 1% в стоимостном выражении. Основные марки: «Тинькофф», «Текиза», Zooom, «Т».

Компания InBev более года вела переговоры с Олегом Тиньковым о приобретении его пивоваренного бизнеса. И 18 июля стало известно, что InBev покупает 100% пивоваренной компании «Тинькофф» за $201 млн. В России компанией будет управлять российская дочка InBev – SUN Interbrew.

Но Олег Тиньков не уходит из пивоваренного бизнеса. Известно, что ему обещан пакет акций в SUN Interbrew – величину его стороны раскрывать отказываются, а также место в совете директоров компании.

Стефан Дешемакер, президент InBev по Центральной и Восточной Европе, так прокомментировал ситуацию: «Сделка полностью соответствует нашему стратегическому подходу к выборочным слияниям и поглощениям, которые повышают стоимость компании». Главное – у InBev решается проблема нехватки производственных мощностей, с которой компания не могла справиться. Как говорят в компании, недавно построенный завод «Тинькофф» производительностью до 2 млн гектолитров позволит InBev выйти на ранее практически не освоенный рынок Cанкт-Петербурга (доля компании на этом рынке составляет всего около 3,7%), обеспечивать этот город и соседние области за счет местных поставок и съэкономить на капитальных вложениях.
Как говорится в официальном сообщениии InBev, «Тинькофф» – четвертый по размеру производственных мощностей независимый российский производитель пива, и его покупка позволит быстро нарастить мощности по производству пива в России на 2,3 млн гектолитров (с возможностью дальнейшего расширения до 4,8 млн гектолитров).

InBev занимает второе место в России по объемам продаж. Компании до сделки с Тиньковым принадлежали восемь пивоваренных заводов. В 2004 году объем продаж российских предприятий достиг 12,7 млн гектолитров, а доля рынка составила 15,6%. В последние годы наблюдается значительный рост объемов производства компании (среднегодовые темпы роста за 2000–2004 годы – 11,6%). Основные брэнды российской дочки SUN Interbrew: «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк», Stella Artois и другие лицензионные марки.

Переговоры о продаже актива велись более года из-за того, что покупатель и продавец не могли договориться о цене. По некоторым источникам, изначально Тиньков просил за свой бизнес $400 млн. При этом ни сам Тиньков, ни компания InBev не комментировали в то время возможность продажи.

На рынке считают, что $201 млн за такой бизнес – слишком дешевая цена. Впрочем, не исключено, что часть стоимости компании будет оплачена акциями SUN Interbrew. На цену актива также повлияли и долги – в компаниях это не комментируют, но, видимо, их заплатит покупатель.

Тиньков неоднократно говорил о желании привлечь портфельного инвестора, продав ему 10–15% компании, чтобы погасить кредиты. По данным компании «Тинькофф», строительство пивоварен обошлось в $120 млн. Согласно инвестиционному меморандуму пивоварни к облигационному займу в 1 млрд руб. объем кредитов «Тинькофф» в прошлом году почти вдвое превысил выручку и составил $80,1 млн, а платежи по процентам стали одной из основных причин чистого убытка компании по итогам 2004 года в $14,9 млн.

Источники, близкие к компании «Тинькофф», утверждают, что только до конца 2005 года предстоит выплатить долг в $73 млн, общий же долг составляет около $100 млн. Так что, по мнению аналитиков и участников рынка, продажа Тиньковым бизнеса в любом случае своевременна. Небольшим компаниям все сложнее работать из-за стремительно растущей конкуренции». Как считает Наталья Мильчакова, аналитик ИФК «Метрополь», помимо конкуренции играют не последнюю роль законодательные рекламные ограничения. «К тому же у «Тинькофф» не было широкого портфеля брэндов, компания позиционировалась только в одном сегменте, а сейчас быть нишевым игроком становится все сложнее и сложнее», – говорит аналитик.

Как считает Виктория Гранкина из «Тройки Диалог», новых владельцев пивоварни «Тинькофф» прельщает возможность войти на быстрорастущий сегмент пивного рынка – «премиум» (где Тиньков, единственный из российских производителей, позиционировал свой брэнд).

Ресторанный бизнес Тинькова компания InBev не приобрела, но, по мнению экспертов, это – дело времени. На рынке не исключают, что со временем бельгийцы инвестируют деньги в развитие сети, а спустя еще пару лет выкупят все 100% ресторанной сети.