Украина. Пиво «Поділ» может уйти в историю

Пивзавод на Подоле может повторить судьбу Киевского пивзавода №1, который после покупки группой «Сармат» так и не восстановил своих позиций и был закрыт. Хотя подольское предприятие пытается преодолеть кризис, накопленные ранее долги и решение КГГА об установлении залоговой цены на бутылку, по мнению представителей завода, не дают ему выйти из этого положения. Гиганты пивной индустрии считают, что такие предприятия могут развивать локальный брэнд, но без привлечения инвестора и смены топ-менеджмента реально конкурировать с пивными монстрами им не удастся.

Мелкие столичные производители пива, похоже, допевают свою лебединую песню, не имея возможности конкурировать с национальными гигантами. Киевский пивзавод №1, ставший около двух лет назад собственностью группы «Сармат», был после приобретения закрыт, и сейчас донецкие акционеры раздумывают над дальнейшей судьбой предприятия. Как писала «Деловая столица», после оформления покупки новые владельцы заявляли о планах по санации завода, в которые входили модернизация существующих и строительство нового цеха. Однако ввиду сложного рельефа земельного участка, на котором расположено предприятие, они были вынуждены отказаться от этих планов, выставив его в 2003 г. на продажу. При кредиторской задолженности завода в 3,5 млн. грн. донецкие собственники запросили за объект $4,5 млн. Как пояснил генеральный директор группы «Сармат» Сергей Калинин, в том же году с кредиторами были подписаны мировые соглашения, и в настоящее время процедура погашения задолженности завершается — на текущий момент завод выплатил им более 2 млн. грн. В то же время дальнейшая судьба предприятия до сих пор остается под вопросом, т. к. за два года желающих его приобрести так и не нашлось. «Совместно с киевскими властями прорабатываются различные проекты, и мы очень надеемся в ближайшее время определить наиболее перспективный из них, который и будет впоследствии реализован», — подчеркнул он.

Похожая судьба ожидает и другое столичное предприятие — ЗАО «Киевский пивзавод на Подоле». Сейчас оно производит 12 сортов пива (ТМ «Поділ»), квас, шесть видов сладкой газированной воды и холодный чай, разливая напитки в КЭГи и литровые ПЭТ-бутылки. Хотя мощности предприятия позволяют изготавливать 1,2 млн дал напитков, в прошлом году завод выпустил всего 758 тыс. дал, получив годовой оборот порядка 11 млн грн. По утверждению директора по коммерческим вопросам ЗАО Василия Шульги, сложившаяся на предприятии ситуация напоминает проблемы Киевского пивзавода №1, вытесненного с рынка гигантами. «Только на выплату налогов и долгов по кредитам с процентами уходит более 40% годового оборота. В прошлом году в два раза повысился налог на землю — до 6% затрат на производство. Мало того, КГГА долго рассматривает вопрос об отмене регламентированной стоимости залоговой бутылки», — жалуется главный экономист завода Алла Бочарникова. По ее словам, ранее Кабмин принял решение устанавливать стоимость залоговой стеклянной бутылки, отдав это право на откуп местным властям. «Большинство областей Украины дали возможность предприятиям самим определять стоимость бутылки. В Киеве ее стоимость установлена на уровне 15 коп., несмотря на то, что отпускная цена у производителей — 47 коп. В результате оптовые покупатели не возвращают тару, реализуя ее в других областях, благодаря чему вымываются наши оборотные средства», — добавила она.

Представители лидеров пивного рынка считают, что подобные заводы вполне могут сосуществовать с гигантами, развивая при этом свой локальный брэнд. По их мнению, всегда найдутся любители живого пива, являющиеся приверженцами местной торговой марки. Подтверждение тому — европейская практика, где успешно развиваются мини-заводы, продающие пиво исключительно на разлив. «Если говорить о заводе на Подоле, то при условии привлечения инвестора и смены топ-менеджмента он вполне может постепенно нарастить объемы производства и занять достойную нишу на столичном рынке. Но если этого в ближайшее время не произойдет, то он действительно повторит судьбу Киевского пивзавода №1», — отметил один из представителей лидеров рынка, пожелавший остаться неназванным.