Россия. Закон об ограничениях розничной продажи пива потребители и правоохранители понимают по-разному

В апреле вступил в силу закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Закон, как следует из его преамбулы, призван защищать «нравственность и здоровье людей, прежде всего несовершеннолетних». Тем не менее, пьющих на улицах людей не убавилось, что породило массу вопросов, главные среди которых: так все-таки можно или нельзя? А если нельзя — то что за это будет?

Наши коллеги из одной уважаемой газеты даже попытались выяснить это на себе, распивая пиво на улицах, в ожидании административного ареста. Милицией они задержаны не были, из чего сделали вывод, что ничего не изменилось. Мы же таких целей не преследовали и журналистского эксперимента не проводили, но тут же угодили в широко расставленные сети борцов за нравственность и здоровье. В теплый весенний денек сели на лавку в жилом дворе в районе Телецентра и потребляли (распивали) пенный напиток из алюминиевых банок. Не успели мы поглотить содержимое, как перед нами возникли, словно двое из ларца, сотрудники патрульно-постовой службы. Милиционеры пояснили, что с требованием наказать нарушителей к ним по телефону обратились жильцы близлежащего дома из числа пенсионеров. Меры были приняты тут же в «стакане»: составлен протокол об административном правонарушении «за распитие спиртных напитков в общественном месте» и выдана повестка о «разборе полетов» на административной комиссии. Стражи порядка предупредили, что каждому из нас грозит штраф размером в стольник.
Но карающий меч правопорядка так и не отсек наши головы. Дежурный РУВД на входе тщательно изучил повестку, и, узнав, куда, а самое главное, зачем мы идем, удивленно спросил: «А вам это надо?» Ответив, что закон суров, но он закон, мы пошагали в указанный кабинет, но нужная дверь оказалась закрыта. Послонявшись еще минут двадцать по коридору, мы так и не нашли никого, кто бы нас наказал или выписал штраф. Только после бессмысленного хождения мы догадались заглянуть в текст закона и обнаружили, что, оказывается, не допускается потребление пива:
— в детских, образовательных и медицинских учреждениях;
— на всех видах общественного транспорта;
— в организациях культуры (за исключением расположенных в них точек общепита),
— физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.

Телецентровский дворик не относился ни к одной из запретных зон. Зато несовершеннолетним запрещено пить пиво в любых общественных местах — на улице, во дворе, подъезде и т.п., но наш календарный возраст давно перевалил за 18 лет.
100-рублевый штраф же, как поправка к Кодексу об административных правонарушениях, принят Госдумой пока только в первом чтении, Совфедом еще не одобрен и президентом не подписан, а значит, его ни де-юре, ни де-факто не существует.
Может быть, поэтому никто нас штрафовать и не стал: милиционеры, похоже, снизошли до изучения закона, и поняли, что несуществующего взыскания за несуществующее правонарушение наложить невозможно.
Зато мы выяснили, что самым опасным местом для потребления-распития пива являются дворы и подъезды, хоть вы дважды совершеннолетние. Потому что главными блюстителями нравственности сейчас становятся домохозяйки и домохозяева, которые, увидев из окна даже вполне мирную компанию, начинают набирать «02». Грубо говоря, находясь в месте укрытом от глаз пенсионера с телефоном под рукой, пить пиво тем, кто достиг зрелого возраста все-таки можно.
Тем не менее, из всей этой истории мы сделали самый главный вывод: пить пиво лучше всего в собственной квартире (там же курить, целоваться, заниматься сексом и совершать иные неблаговидные с точки зрения блюстителей моральных норм деяния), чтобы никому не доставлять нравственных страданий. Потому что, по признанию самих милиционеров, «пивные» вызовы бдительных пенсионеров не прекращаются. А на недавней пресс-конференции в столице Башкирии начальник главного управления МВД по Приволжскому федеральному округу Владимир Щербаков удивлялся депутатской активности: «если все милиционеры будут бороться с пивом, кто же будет ловить настоящих бандитов?».

«МК» в Уфе