12.11.2004 Кому выгодно ограничить употребление пива в России?

Первые попытки запретить употребление пива на улицах были предприняты еще два года назад. Основным зачинщиком выступил депутат Валерий Драганов, «протащивший» через думцев законопроект о запрете употребления пива в общественных местах. Однако в сенате спикер Совета Федерации Сергей Миронов документ «завернул». То, кому выгодно ограничить употребление пива в России, попыталась выяснить ГАЗЕТА.

Впервые законопроект о запрете употребления пива в общественных местах был внесен в Думу в 2001 году законодателями Омской области. В 2002 году его должны были отправить на рассмотрение, которое затем перенесли, как полагают эксперты, под давлением пивоваров. Проект омичей вновь всплыл в январе этого года под кураторством председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова. Запрет должен был вступить в силу с 1 апреля 2005 года. За его нарушение предполагался штраф — 100 рублей. В конце октября проект был практически единогласно принят депутатами и попал на утверждение в Совет Федерации. Однако здесь за него развернулась настоящая война. Сенаторы с треском провалили закон, раскритиковав за недоработки. «Принимая закон, мы загоним молодежь в подъезды и овраги», — пугали сенаторы.

В кулуарах поговаривают, что противником документа является спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Еще несколько месяцев назад он обещал смягчить ограничения на рекламу пива и разрешить пивоварам спонсорство спортивных мероприятий. Запрет на употребление пива на улицах — уже второй антиалкогольный законопроект за последние месяцы.

Антипивные законы в России делают невозможным появление на российском рынке новых игроков и существенно ограничивают конкуренцию в пользу крупных участников рынка, говорят эксперты. У компаний, не являющихся лидерами рынка, закрываются пути как для создания и продвижения новых марок пива, так и для перепозиционирования небольших региональных брендов в более крупные. Крупным компаниям думские предложения также грозят существенным снижением объемов продаж. По оценкам экспертов, они могут снизиться почти на четверть или около миллиарда долларов.

Между тем основные игроки на пивном рынке обладают мощными финансово-административными ресурсами, поэтому смогут быстро переориентировать свою политику и приспособиться к новым условиям ведения бизнеса.

Сложнее приходится мелким и средним компаниям: их продажи явно буксуют. «Сколько мы потеряли на законе, ограничивающем рекламу пива, пока сказать сложно, — говорит пресс-секретарь «Очаково» Галина Грекова. — Но если с нового года вступят в силу поправки к закону «О рекламе», которые запрещают использовать в рекламе пива образы людей и животных, а также закон, ограничивающий употребление пива в общественных местах и на улице, мы потеряем в продажах как минимум 25%».

Между тем ни «Балтика», ни Sun Interbrew практически не используют в своих рекламных роликах образы людей и животных. В портфеле Sun Interbrew есть всего один бренд — «Толстяк», позиционирование которого основано на использовании образа человека. И именно эта марка пива в 2004 году пострадала больше всего — продажи упали на 9,5%. Для компании это все равно что комариный укус.

Куда ощутимее будут потери компаний, чьи основные пивные бренды основаны на эксплуатации образов животных и людей. К примеру, у пивоварни «Москва — Эфес» два основных бренда используют образы животных — «Сокол», «Белый медведь». А что делать владельцам «Трех медведей» или «Трех богатырей»? Поправки перечеркивают все рекламные усилия пивоваров.

«Если проанализировать развитие рынка, создается впечатление, что закон об ограничении пивной рекламы был принят в интересах крупных компаний», — говорит один из участников алкогольного рынка. По мнению пивоваров, антипивной закон продвигается «водочным лобби, которое в Думе является реальной силой». Второстепенные игроки алкогольного рынка, заявляют, что либо не намерены дальше развивать пивное направление своей деятельности, как «ОСТ — Алко», либо отходят от проектов, связанных с выходом на рынок пива, как это сделала месяц назад петербургская компания «Ладога».

СПРАВКА

По данным Союза российских пивоваров, в 2003 году россияне выпили 7,5 млрд. литров пива на общую сумму 5,2 млрд. долларов. Сегодня за право лидерства на российском пивном рынке борются две компании — петербургская «Балтика» (24,2% рынка) и бельгийская Sun Interbrew (13,2%). Именно их продажи показывали в этом году наибольший рост. Так, в третьем квартале у «Балтики» они выросли на 31%, а у Sun Interbrew — на 11,3%. Сам рынок пива за девять месяцев текущего года вырос всего на 12%.

Газета.RU