Пивной рынок России нормализуется

Опасения относительно сокращения российского пивного рынка не оправдались. После провального первого квартала, когда выпуск пива сократился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объемы производства, несмотря на холодное лето, опять начали расти. По мнению подавляющего большинства экспертов, в этом году пива будет сварено как минимум на 4% больше, чем в предыдущем. Однако уже сейчас можно констатировать, что эпоха безудержного роста пивоваренной отрасли подошла к концу.

Первое, пусть и незначительное падение производства пива произошло еще в четвертом квартале прошлого года. Однако тогда его никто не заметил: пивовары подводили общие итоги года. А с ними все было в порядке — общий прирост производства в России составил более 12% (было произведено 702 миллиона декалитров против 635 миллионов в 2001 году).

А в этом году российские пивовары забили тревогу. Еще бы! За первые три месяца отрасль с трудом осилила 140 миллионов декалитров пива, тогда как за аналогичный период прошлого года было выпущено более 147 миллионов декалитров. Представители отрасли дали сразу несколько объяснений этому снижению.

Первое и основное — стремительный рост акциза на ячменный напиток. Пивоваров можно понять: с января этого года акциз был увеличен сразу на 25%. До сих пор столь значительного роста акциза отрасль не знала. На первый взгляд не согласиться с этим тезисом трудно, ведь именно с изменения системы взимания акциза на пиво в 1997 году — тогда вместо процента от отпускной цены были введены фиксированные ставки акциза на литр — и начался бурный рост пивоваренной отрасли. Однако тут необходимо отметить одну немаловажную деталь: 25-процентный рост акциза — это дополнительные 14 копеек на литр пива. То есть к стоимости бутылки пива добавилось всего 7 копеек. Понятно, что такое повышение с легкостью нивелируется за счет рентабельности либо производителя, либо оптовика, либо розницы. Так, например, по словам гендиректора ОАО «Ярпиво» Анатолия Арзиманова, его компания взяла большую часть акциза на себя, и цена на продукцию практически не увеличилась. Однако такой шаг могут позволить себе только крупные рентабельные предприятия.

А если производители и продавцы не захотят терять норму прибыли, увеличение цены бутылки ячменного напитка на 7 копеек с легкостью «проглотят» потребители: при средней цене бутылки пива 12-15 рублей акцизный прирост составляет всего полпроцента.

Другой тезис, также используемый пивоварами: так называемая антипивная кампания, развернутая «некоторыми чиновниками и СМИ». Действительно, последние два года представители Минздрава России не раз высказывались в том смысле, что водку мы пьем в прежних количествах, а пива стали пить значительно больше, поэтому нации и в первую очередь подрастающему поколению якобы угрожает пивной алкоголизм. Как не раз заявлял главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, пиво необходимо приравнять к алкоголю, тем самым реклама пива уйдет с телеэкранов. Однако все попытки провести через Госдуму соответствующие поправки к закону «О рекламе» пивовары успешно блокировали. Утверждать, что многочисленные заявления чиновников о вреде пива как-то отразились на потреблении, тоже нельзя.

Так что ни индексация акциза, ни антипивная кампания в данном случае не могли существенным образом отразиться на производстве. Тем не менее, выпуск пива действительно снизился, и произошло это по совершенно другим причинам.

Как уже сказано, первые признаки снижения объемов производства появились еще в конце прошлого года. Многие эксперты утверждают, что в этом виноваты сами пивовары. Первую половину прошлого года производство стремительно росло, и основные производители ударными темпами «накачивали» пивом оптовое звено. В результате уже осенью запасы на складах превысили все мыслимые пределы, причем дистрибуторы зачастую попросту не могли отказаться от новых закупок. Как отметил один из оптовиков, «сейчас все пивзаводы собираются сокращать число прямых покупателей, поэтому, если не выбираешь объемы, теряешь контракт».

Процесс затоваривания сопровождался небольшим падением спроса. Объяснялся он отнюдь не антипивной кампанией или ростом акцизов, а куда более прозаично — холодной погодой. В результате пивовары были просто вынуждены в начале текущего года снизить производство, что и вылилось в пятипроцентное падение.

Но уже в апреле производство начало расти. По предварительным прогнозам аналитиков, во втором квартале объем производства достигнет 6%. Аналогичные прогнозы звучат и относительно итогов года. По словам Анатолия Арзиманова, рост составит 5-6%. Из всех опрошенных производителей лишь глава «Красного Востока» Айрат Хайруллин говорит о падении производства всей отрасли по результатам 2003 года на 7-8%.

При этом и производители, и аналитики единодушны: в 2002-2003 годах рынок претерпел ряд качественных изменений и больше 15-20-процентного роста не покажет уже никогда.

По оценкам аналитика компании «Ренессанс Капитал» Натальи Загвоздиной, максимальный уровень потребления пива в России — 70 литров на душу населения в год. А сейчас мы выпиваем в среднем около 48 литров. Иными словами, до верхней планки осталось совсем немного — 22 литра. Причем чем ближе российский потребитель будет подбираться к заветной цифре, тем сложнее пивоварам будет наращивать объемы производства. Как отмечает Наталья Загвоздина, нынешнее замедление темпов роста отрасли весьма характерно для рынков с уровнем насыщения выше 50%.

Как отмечает Андрей Иванов из компании «Тройка Диалог», «рынок стал более сложным, увеличивается конкуренция. В начале года рост производства продемонстрировали только те производители, которые выпустили новые марки или новые упаковки. Сейчас практически все производители пытаются сделать что-то новое. Например, активно развивается ПЭТ-упаковка».

В общем, пивной рынок России постепенно приходит в норму. Не исключено, что лет через пять пивовары окончательно забудут о рекордных 20% прироста в середине 1990-х и будут вполне довольны увеличением продаж на среднеевропейские 1-2%. Есть и один отрадный момент: дефицита пива в России теперь точно не будет.

«Коммерсантъ-Деньги»