«Жигулевское» обретает хозяина

Московский арбитражный суд удовлетворил жалобу ОАО «Жигулёвское пиво» на трехгодичной давности решение Высшей патентной палаты «Роспатента». В 2000 году апелляционная палата «Роспатента» отменила решение о регистрации Самарским пивкамбинатом торговой марки «Жигулевское». Волжские пивовары не сдались и инициировали судебные разбирательства.

Спор вокруг марки «Жигулёвское» тянется с конца 1999 года. Баталии шли с переменным успехом. Сначала победу праздновали оппоненты самарского пивкомбината, утверждавшие, что права на еще советский торговый знак «Жигулевское» не могут принадлежать какому-либо конкретному производителю. Это подтвердила и Высшая патентная палата «Роспатента». Пивовары организовали контратаку. На комбинате посчитали, что «Роспатент», признав марку «Жигулевское» общим достоянием, фактически признал незаконной регистрацию в качестве товарных знаков всех без исключения обозначений, использовавшихся в советский период в качестве названий продукции. Юристы «Жигулевского пива», взяв за основу использованные в борьбе против них доводы, стали оспаривать в апелляционной палате «Роспатента» регистрацию 30 наиболее известных в России и ранее в СССР торговых марок водки, кондитерских изделий, табака и сыров. Среди них в частности оказались пиво «Ячменный колос» (пивоваренный комбинат «Очаково», Москва), пиво «Петровское» (ОАО «Завод имени Степана Разина») и ряд других брэндов.

На основании решения по «Жигулевскому» владельцы всех этих марок могли быть лишены своих прав. В противном случае апелляционная палата автоматически опровергала доводы, которые выдвигались ею же против аналогичных претензий «Жигулеского пива». Если бы прежние владельцы трех десятков брэндов потребовали от «Роспатента», незаконно зарегистрировавшего товарные знаки, компенсации в полном объеме, эта сумма исчислялась бы миллионами долларов. Например, Счетной палатой Госдумы товарный знак «Жигулевского» оценен $4-6 миллионов.

В поисках правды самарские пивовары подали Генеральному прокурору РФ жалобу на нарушение законодательства о товарных знаках, допущенное «Российским агентством по патентам и товарным знакам». Наконец в многолетнем затяжном сражении инициатива перешла к самарскому пивзаводу. Бывший юрист предприятия, а ныне его представитель в судебных разбирательствах Михаил Цыплаков заявил «СО», что «это политический момент». По словам господина Цыплакова, это плата за допущенные ведомством ошибки. «Оно пренебрежительно относится к организациям, которые не являются могучими. Пока рано говорить о полной победе, но я думаю, что окончательный успех «Жигулевского пива» не за горами», — заметил Михаил Цыплаков.

Еще в самом начале боевых действий на судебном фронте генеральный директор ОАО «Жигулевское пиво» Юрий Сапрунов обещал, что предприятие выиграет этот конфликт, даже если в судах и «Роспатенте» откажут в удовлетворении всех исков. По мнению Юрия Сапрунова, госструктуры сами себя загнали в угол, приняв закон о товарных знаках, а теперь пытаясь его обойти. «Если проиграем, то потребуем компенсации с «Роспатента» за неправильную регистрацию товарного знака ОАО «Жигулевское пиво», — заявил тогда Сапрунов. В настоящий момент обещания главного самарского пивовара близки к реализации. Если в течение месяца «Роспатент» не обжалует решение московского арбитражного суда, то брэнд «Жигулевское» останется за Самарой. Но вряд ли «Роспатент» смирится с решением суда. На заводе считают, что госведомство оспорит его.

В «Роспатенте» не смогли прокомментировать ситуацию, согласившись сделать это лишь через месяц.

ИА «Регион-Информ»