Геннадий Онищенко: «Я не призываю к тотальному запрету, но…»

Не секрет, что производители спиртных напитков нашли способы обходить акцизы — они выпускают якобы технические спиртосодержащие жидкости, при этом прямо намекая на их пищевое предназначение. В целом же проблема производства и распространения алкогольных напитков выходит далеко за рамки экономики. Об этом в интервью «Независимой газете» заявил главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко. По его мнению, сегодня производством так называемых спиртосодержащих жидкостей двойного назначения занимается целая отрасль промышленности. Плюс еще один канал — товары бытовой химии.

Также государственный санитарный врач России затронул проблемы, связанные с потреблением пива:

— Резко снизился возраст приобщения к алкоголю, резко вырос объем потребления алкоголя за счет пива, которое составляет почти 20% потребляемых спиртных напитков. Пусть бы было и 40%, очень хорошо, если бы только общий объем потребления алкоголя не менялся. А он растет, то есть водки и суррогатов потребляют столько же, но к этому добавилось еще и пиво. И самое страшное — снизилась возрастная планка потребления спиртных напитков. Да, производители пива платят акцизы, да, они дают деньги в бюджет, да, пить пиво лучше, чем стеклоочиститель: от пива еще никто не умирал. Но ведь пиво пьют дети. Агрессивная телевизионная рекламная кампания достигла цели — сейчас в возрасте 12 лет употребляет пиво каждый третий подросток, в возрасте 13 лет — двое из трех. За 10 лет — с 1991 по 2001 год — средний возраст, в котором начинают употреблять спиртные напитки, снизился с 15,5 до 11 лет. 75% подростков пьют пиво, но это 11-летние дети. А с 15 лет пьют уже водку и самогон, в обеспеченных семьях — коньяк, виски, ром. В ПТУ водку пьет каждый второй учащийся. И девочки практически не отстают от мальчиков.

Матери спокойно смотрят на то, что их отпрыски пьют пиво — это же неалкогольный напиток, лучше, чем пить водку. Почему-то не приходит в голову, что до определенного возраста не следует употреблять никаких спиртных напитков. В США запрещено продавать алкоголь, в том числе и пиво, несовершеннолетним — а совершеннолетие там наступает в 21 год. И с открытой бутылкой идти никто не будет — ее надо завернуть во что-нибудь, чтобы не остановил полицейский. А у нас в метро табуны ребят едут на эскалаторах, сидят в вагонах с бутылками. Общество должно восстать против этого.

Я не призываю к тотальному запрету. Но надо запретить продажу пива подросткам, продажу его возле детских учебных и медицинских учреждений, прекратить наконец эту пивную вакханалию.

— Почему молодежь стала пить больше? В годы застоя пили от скуки, от однообразия жизни, не находили, где применить свои силы, свою фантазию. Сейчас, казалось бы, открылось столько возможностей.

— Это только в Москве, да и то не у всех жизнь стала многообразней. Так только кажется. Нет молодежной организации — ни пионерской, ни комсомольской, вообще никакой нет. Нет физкультурных организаций, элементарных футбольных, волейбольных площадок во дворах. Спортзалы все платные. Все пошло без руля и без ветрил: или подросток начнет пить, или он начнет колоться. Хороша дилемма! А старшие поколения, творческая часть общества — научные работники, инженеры, оказались никому не нужны и стали спиваться.

— Хочется задать два классических русских вопроса: кто виноват и что делать?

— Надо уяснить, что сабельная атака, какие-то рейды, проверки, обязательства за три года всем перейти на квас ничего не дадут. Сегодня мы имеем дело с алкоголезависимым поколением. 2 миллиона алкоголиков, которых уже надо лечить. Потом есть сильно пьющие, подходящие к грани алкоголизма. С ними нужна терпеливая медицинская, воспитательная работа. Главное, на кого необходимо обратить внимание, — детвора. Надо приложить все силы, чтобы оградить их от пивной и водочной бутылки. Ведь сегодня они пьют пиво, а завтра — водку. Нужна кропотливая воспитательная работа начиная с детского сада. В этом должна принимать участие и Церковь. Нельзя забывать и о такой действенной силе, как реклама, которая стала неотъемлемой частью нашей жизни. Социальная реклама может принести огромную пользу для общества.

В местных бюджетах очень существенную роль играют алкоголь и табак. Конечно, они наполняют бюджет. Но тогда не будем говорить об убыли населения, о росте преступности. В 2001 году каждое четвертое преступление в России совершалось в состоянии опьянения, а убийство и изнасилование — каждое второе. Только ленивое и пьяное общество позволяет себе наполнять бюджет за счет алкоголя.

«Независимая газета»