Генеральный директор ОАО «Афанасий-пиво» и бывший владелец контрольного пакета акций предприятия Максим Ларин рассказал журналистам о ситуации на заводе, в том числе о возбужденном против него уголовном деле

Генеральный директор ОАО «Афанасий-пиво» и бывший владелец контрольного пакета акций предприятия Максим Ларин рассказал журналистам о ситуации на заводе, в том числе о возбужденном против него уголовном деле. Конечно, все обвинения в свой адрес Максим Ларин отверг и намекнул, что действия следственных органов носят предвзятый оттенок. Но факт остается фактом — дело по статье 221 УК РФ (превышение служебных полномочий с целью извлечения личной выгоды) возбуждено, ведется следствие.
Во вторник состоялся допрос генерального директора ЗАО «Тверь-пиво» Евгения Харитонкина.
Еще в мае этого года вряд ли кто-либо, в том числе сам Максим Ларин, мог предположить, чем закончится спонтанная, но чрезвычайно активная скупка акций ЗАО «Тверь-пиво» московской инвестиционной группой «Атон». Само по себе ЗАО не являлось бы предметом столь явного интереса инвестора, если бы не владело контрольным пакетом акций своей дочерней структуры — ОАО «Афанасий-пиво» на балансе которой числились все производственные активы. Бизнес-структура ЗАО+ОАО казалась настолько защищенной от внешних посягательств, что повальная продажа ценных бумаг акционерами ЗАО «Тверь-пиво» «Атону» вызвала шок у руководства пивзавода. Тогда же были обнародованы факты, ничуть не украшающие менеджмент пивоваренного предприятия и позволяющие усомниться в чистоте намерений руководителей. Например, торговая марка «Афанасий», по странному договору разработчика товарного знака — фирмы «Ива» — с «Истерн Юнион Холдинг», перешла в руки этой швейцарской компании (ее местонахождение точно не известно, непонятно также, кто реально за ней стоит), которая также владеет около 25% акций ОАО «Афанасий-пиво». Уже после приобретения «Атоном» акций ЗАО «Тверь-пиво» становится известно, что с баланса ОАО «Афанасий-пиво» продолжается выведение активов: административные и производственные площади пивзавода были проданы некоему ООО «Брау Сервис», зарегистрированному в Москве. Учредителем ООО является все та же компания «Истерн Юнион Холдинг». Завершающим аккордом стала продажа 77% акций предприятия «Афанасий-пиво» фирме «Брау Сервис». Правда, странность ситуации заключается в том, что, по утверждению руководства ОАО «Афанасий-пиво», все эти сделки были заключены в апреле 2002 года, однако еще в мае Максим Ларин утверждал, что ЗАО «Тверь-пиво» является владельцем ОАО «Афанасий-пиво».
Даже если все сделки были совершены с учетом требований действующего законодательства, действия Максима Ларина вызывают много вопросов экономического характера. Например, чем вызвана необходимость продажи акций и помещений преуспевающего, как до сих пор говорится в рекламе, предприятия? Или почему о сделках стало известно только после прихода на пивзавод «Атона» в качестве акционера? Почему на протяжении нескольких лет «тверской «Афанасий» использовал чужую торговую марку, не предпринимая действенных мер по ее возвращению, но ежегодно выплачивая виртуальной швейцарской структуре весьма солидные гонорары за использование товарного знака? Очевидно, что такие просчеты либо допускаются неискушенными в бизнесе новичками, либо делаются сознательно, когда управляющие преследуют определенные цели. Новичком Максима Ларина нельзя назвать: за сравнительно небольшой период времени он сумел добиться узнаваемости марки тверского пива на российском рынке, развить производственные мощности предприятия. Жаль только, что этот довольно приличный для российского провинциального города бизнес теперь находится в эпицентре внимания правоохранительных органов. По утверждениям инвестиционной группы «Атон», руководство пивзавода неоднократно допускало нарушения законодательства и игнорировало определения судов о запрете отчуждения акций и имущества. Именно эти нарушения послужили поводом для обращения акционеров ЗАО «Тверь-пиво» в правоохранительные органы. Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по факту превышения должностных полномочий руководством ЗАО и ОАО. В настоящее время следствие ведет ГУВД Москвы при оперативном сопровождении Главного управления по борьбе с организованной преступностью. Счета акционерных обществ арестованы, изъята часть документации.
В связи с расследованием обстоятельств бурной экономической деятельности на Тверском пивзаводе сегодня сложно дать какой-либо прогноз на ближайшее время относительно судьбы предприятия. Скажем так: развитие событий будет зависеть от результатов расследования. Ситуация, вызванная приобретением акций ЗАО внешним инвестором, не уместилась в рамки экономических взаимоотношений и перешла в уголовную плоскость. Если в результате следствия выяснится, что на пивзаводе были допущены нарушения законов, то проведенные сделки будут в судебном порядке признаны недействительными, а руководство ЗАО «Тверь-пиво» и ОАО «Афанасий-пиво» понесет ответственность, предусмотренную законодательством.