«Millhouse Capital» решила заняться пивной индустрией

«Millhouse Capital», управляющая активами владельцев «Сибнефти», решила заняться пивной индустрией. Оказывается, именно в ее интересах инвесткомпания «Атон» скупила 40% акций ЗАО «Тверь-пива», контролировавшего пивоваренный завод «Афанасий-пиво». Новоявленный инвестор пока не определился, ограничится он этой покупкой или будет приобретать другие активы в пивной отрасли.
Основной актив ЗАО «Тверь-пиво» — 77% акций пивоваренного предприятия ОАО «Афанасий-пиво», выпускающего около 1% всего отечественного пива. Более 51% акций ЗАО «Тверь-пиво» контролируется его менеджментом, в том числе президентом ЗАО и гендиректором «Афанасия» Максимом Лариным.
В мае этого года «Атон» начал скупку акций «Тверь-пива» и к лету консолидировал около 40% акций ЗАО. Затем «Атон» объявил, что начинает крестовый поход против менеджмента компании. Но и владельцы «Тверь-пива» не дремали. По данным ФКЦБ, 20 июня 2002 года ЗАО продало 77% акций ОАО «Афанасий-пиво» московскому ООО «Брау Сервис», дружественному менеджменту тверского завода. «Атон», в свою очередь, нажаловался в правоохранительные органы. В июле прокуратурой Москвы против руководства «Тверь-пива» было возбуждено уголовное дело по статье 201, часть вторая УК (злоупотребление полномочиями).
Представители «Атона» не скрывали, что скупают акции «Тверь-пива» в интересах одного из своих клиентов, но называть его упорно отказывались: мол, огласка может повредить заказчику. А аналитики подозревали, что «Атон» работает на кого-то из конкурентов «Афанасия» — пивоваренную компанию средней руки или, к примеру, «Красный Восток».
Но оказалось, что клиентами инвесткомпании были вовсе не пивовары. Вчера «Атон» признался, что с самого начала скупал акции ЗАО «Тверь-пива» по заказу компании «Millhouse Capital», управляющей непрофильными активами акционеров «Сибнефти». В среду «Атон» и «Millhouse» подписали итоговые документы по консолидации акций тверской компании. Как заявил вчера директор департамента слияний и поглощений «Атона» Кирилл Липа, «Millhouse» приобрела 4500 акций ЗАО «Тверь-пиво» по средней цене 0 за штуку. Кроме того, стороны подписали соглашение об инвестициях в ЗАО «Тверь-пиво». А «Атону», по словам Липы, еще предстоит добиться возврата «Афанасия-пиво» на баланс ЗАО.
«Millhouse» еще не определилась со своими планами в пивной отрасли. «Мы купили акции («Тверь-пива») потому, что они достались нам очень дешево. Когда мы заходили в проект, у нас не было стратегического интереса к пивной отрасли, — заявил «Ведомостям» представитель Millhouse. — Теперь мы посмотрим, какие предложения есть на рынке. Если это выгодно, мы будем покупать другие пивные активы. Если нет, перепродадим наш актив, повысив его стоимость».
Перед «Millhouse» открывается широкое поле для деятельности: в этом году могут быть проданы несколько крупных пакетов акций отечественных пивоваренных предприятий. Например, недавно Останкинский пивокомбинат заявил о прекращении переговоров о продаже контрольного пакета «Балтике» (акционеров «Останкино» не устроила предложенная цена). А региональные власти выставили на продажу 46% акций самотлорского завода «Шихан» и 25% акций екатеринбургского завода «Патра». Аналитики считают, что если «Millhouse» будет работать только с одним пивоваренным предприятием, то его шансы на успех в этом бизнесе невелики. По мнению Андрея Иванова, аналитика компании «Тройка Диалог «, для успешной продажи «Афанасия» стратегическому инвестору необходимо иметь сильный бренд и дистрибьюцию, то, чего так не хватает тверскому предприятию. И подобные усилия компаний, не специализирующихся на пиве, раньше редко оборачивались успехом.
Хотя «Millhouse» знаменит своей агрессивностью при скупке новых активов, пивовары не боятся его появления на рынке. Вице-президент Очаковского пивобезалкогольного комбината Инна Кочетова называет наиболее опасными конкурентами для российских компании международные пивоваренные корпорации. Ведь они готовы платить за отечественные предприятия серьезные деньги.
А для гендиректора ОАО «Афанасий-пиво» Максима Ларина информация о том, что он имеет дело не с «Атоном», а с «Millhouse», стала сюрпризом. «Хорошо, что такие солидные предприниматели хотят участвовать в развитии пивного бизнеса. Но до сих пор вся мощь «Атона» была направлена на уменьшение стоимости компании», — заявил Ларин «Ведомостям».