Пермским пивоварам удалось доказать право не платить налог на имущество

Если население в целом хорошо представляет себе, что пиво делается из ячменя, а плавленые сырки — из молока, то налоговикам приходится объяснять это через суд. Недавно это удалось, например, пермским пивоварам, которые с трудом добились права не платить налог на имущество (от него освобождены переработчики сельскохозяйственной продукции).
По закону о налоге на имущество предприятий этот налог можно не платить, если выручка от переработки сельхозпродукции составляет не менее 70% общей выручки. В Пермской пивоваренной компании считали, что подпадают под это определение. Все знают, из чего варят пиво. Это даже на этикетках написано.
Однако, по словам директора пивоваренной компании Сергея Митирева, летом прошлого года у нее начались проблемы с налоговиками. Налоговая инспекция Свердловского района Перми проанализировала процесс пивоварения и пришла к выводу, что пиво делается из ячменя не сразу. Сначала компания производит солод. Солод — продукт пищевой промышленности, а не сельского хозяйства, поэтому выручка от продажи пива напрямую с переработкой сельхозпродукции не связана, сочли налоговики. Процесс затянулся и дошел до Высшего арбитражного суда, который встал на сторону пивоваров.
«Налог на имущество составляет несколько миллионов рублей в год. Для среднего предприятия это ощутимые затраты», — говорит Митирев.
«Мы сейчас строим свою солодовню за $40 миллионов, и судебный прецедент для нас очень важен», — радуется за коллег президент Очаковского пивобезалкогольного комбината Алексей Кочетов. Ведь, например, крупнейшая в стране пивоваренная компания «Балтика», у которой, как и у пермяков, свои солодовни, в 2001 году все равно заплатила 43 миллиона рублей налога на имущество.
Руководители небольшой мясоперерабатывающей фирмы «Пятачок» из города Бийска Алтайского края тоже не платили налог, полагая, что перерабатывают сельхозпродукцию, вспоминает старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Леонид Кравчинский. Но налоговая инспекция сочла мясо продукцией «мясной и птицеперерабатывающей промышленности», а не сельского хозяйства. В Общероссийском классификаторе промышленной и сельскохозяйственной продукции мясо действительно относится к упомянутой налоговиками категории. Но Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа встал на сторону «Пятачка». Фирма закупала мясо у населения (так называемый подворный забой), а для такого случая в классификаторе сделано исключение.
Производителям плавленых сырков тоже приходится идти в суд, чтобы объяснить налоговикам, что эти сырки из молока. Компании «Маслосырбаза Волгоградская» удалось вернуть из бюджета незаконно взысканный налог только после того, как на ее сторону встал Федеральный арбитражный суд Приволжского округа. В случае с крупными компаниями налоговики менее мнительны. «То, что йогурты из молока, пока не подвергалось сомнению», — говорит финансовый директор компании «Вимм-Билль-Данн» Светлана Ардентова. По словам финдиректора, холдинг активно пользуется льготой и, безусловно, хотел бы продолжать ею пользоваться, поскольку для фондоемкого производства этот налог очень затратен.
Интересно, что решение по иску Пермской пивоваренной компании не означает, что налоговики теперь должны верить этикеткам. Заместитель председателя Высшего арбитражного суда Олег Бойков заявил «Ведомостям», что «суды должны будут анализировать каждый конкретный случай». Правда, юристы убеждены, что если компания делает пиво из собственного солода, то у нее есть все шансы отвертеться от налога. «Вероятнее всего, арбитражные суды последуют логике президиума ВАС», — говорит менеджер налогового и юридического отдела KPMG Владимир Донченко. А Леонид Кравчинский из компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» советует пивоварам сначала заплатить налог, а потом сделать перерасчет, потребовать от инспекции вернуть деньги и в случае отказа обратиться в суд. Такая модель поведения обезопасит компании от штрафов, пеней и уголовного преследования.