ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» понадеялась на «честное слово» белорусского президента и просчиталась

Недавние президентские выборы в Беларуси вызвали много надежд у зарубежных инвесторов, включая и российских. Надежда возникала потому, что в пылу предвыборной гонки Лукашенко много слов говорил о реформах, о необходимости притока крупных инвестиций и о льготах для братского российского капитала, в частности. Среди его собеседников в этот период оказались крупнейшие российские бизнесмены — Игорь Макаров, глава компании «Итера», Михаил Гуцериев из «Славнефти», наконец, Таймураз Боллоев — главный человек в пивном гиганте «Балтика». Всем им, а также другим потенциальным инвесторам Лукашенко говорил одно и то же: «Ничего не бойтесь! Инвестируйте в нашу промышленность, и мое слово будет наилучшей гарантией ваших инвестиций!».
Прошло время, прошли выборы — пришла пора переизбранному президенту исполнять взятое на себя обещание. И здесь выяснилось, что Александр Григорьевич вовсе не горит желанием его исполнять. Наоборот, он все больше склонен к пересмотру собственных обещаний — естественно, не без выгоды для себя. Первой это почувствовала «Балтика».
Обещанные Боллоевым инвестиции складывались из нескольких частей. Во-первых, всего глава «Балтики» обещал профинансировать реконструкцию основного производства присмотренного его концерном пивного завода «Крыница». Привлекательность «Крыницы» для «Балтики» не вызывала сомнений: этот завод обеспечивает около 30 процентов всего белорусского пивного рынка. Объем направленных на реконструкцию завода средств должен был достичь около $15 миллионов — сумма для белорусской стороны просто гигантская. Во-вторых, «Балтика» обязалась на такую же сумму закупить выпущенные в результате дополнительной эмиссии акции «Крыницы». Это позволило бы «Балтике» захлестнуть своими волнами около 51% акций белорусского завода. Уже после покупки этого пакета российский пивной гигант намеревался вложить в производство еще большую сумму — порядка $20 миллионов. Прибавьте к этому еще и обязательство поддерживать социальную сферу покупаемого белорусского завода и не сокращать работников. В общем и целом, белорусская «криничка» должна была обойтись российским пивоварам где-то в $53-55 миллионов.
И «Балтика» начала исполнять достигнутые договоренности. До декабря 2001 года 15 миллионов были вложены в реконструкцию белорусского завода. В январе должна была состояться эмиссия — начало второго этапа. Но не тут-то было. «Балтика» внезапно обнаружила, что к эмиссии акций вожделенного завода ее белорусские партнеры даже не намереваются готовиться. Наоборот, от разговоров об эмиссии в концерне «Белпищепром» и в белорусском Минсельхозпроде как-то старались уклониться. Связано это было с тем, что помощник белорусского президента Сергей Ткачев по прямому указанию главы государства проанализировал ситуацию вокруг «Балтики» и неожиданно обнаружил, что белорусская сторона может продешевить!
Подтекст этого решения выглядит так: вы, господа, вкладывайте обещанные 50 миллионов, а после этого мы (то есть белорусское государство) будем думать, стоит ли производить дополнительный выпуск акций нашего пивного сокровища.
«Балтика» начала усиленно разбираться в том, какие гарантии инвестиций были ей даны. И обнаружила, что едва ли не единственной гарантией стало «честное президентское» от Александра Лукашенко. Мало того, что договоренности большей частью не были изложены на бумаге, — петербургский пивной гигант успел так сильно вляпаться в сделку, что расторгнуть ее, как говорится, себе дороже!
Здесь следует остановиться на нескольких аспектах проблемы. Во-первых, «Балтика» — и это совершенно очевидно — не изучила судьбу аналогичных сделок в Беларуси, понадеявшись на братские чувства и президентские гарантии белорусской стороны. А надо было изучить. «МН» неоднократно писали о печальной судьбе белорусских инвестиций «Кока-Колы», «Макдоналдса» и даже «Форда». Так почему же, «пробросив» американцев, белорусское государство должно быть лояльнее к россиянам?
Во-вторых, нынешнее унижение «Балтики» — это еще один выпад Минска в адрес не только российского, но и европейского руководства. Известно, что «Балтика» — компания не просто российская, а шведско-российская. Шведы выступают одними из главных лоббистов смягчения санкций, наложенных Европой на Беларусь. В итоге поражение потерпел не только российский инвестор, но и действующий через российские фирмы-посредники европейский капитал, стремящийся наконец закрепиться в Беларусь.
Наконец, в-третьих, точно такие гарантии в виде «честного президентского» успел получить еще один крупный российский инвестор — «Славнефть», ныне погрязшая в реконструкции мозырского нефтеперерабатывающего завода. А нефть — это не пиво, здесь объемы капиталовложений покрупнее будут.
«Московские новости»