Дело о «черном пиаре». Пермская милиция утверждает, что поймала человека, шантажировавшего пивоваров

Впервые в российской практике милиция начала уголовное преследование специалиста по связям с общественностью, подозреваемого в «черном пиаре» против частной компании. Пермское управление по борьбе с оргпреступностью возбудило уголовное дело против екатеринбургского пиарщика Дмитрия Михайлова, который якобы распространял информацию о том, что пиво «Толстяк» компании «Sun-Interbrew» заражено микроорганизмами — носителями дизентерии.
В прошлом году распространять слухи о низком качестве различных марок пива было модно. Полгода назад екатеринбургское агентство «Уралбизнесконсалтинг» распространило информацию о вредных примесях в пиве «Балтика». А в середине лета разразился скандал в Смоленске, где местные санитарные органы объявили, что обнаружили в пиве «Толстяк» кишечную палочку. За несколько недель продажи «Толстяка» в Смоленске, по данным «Sun-Interbrew», упали в пять раз. Позднее медики признали, что ошиблись: кишечная палочка в пиве жить не может, потому что не переносит высокой кислотности и алкоголя.
А случай, из-за которого Михайлова обвиняют в вымогательстве, произошел в ноябре прошлого года. Тогда в Перми по почтовым ящикам разложили газеты «Чистый город» и «Уездная Пермь», в которых сообщалось, что, если пить пиво «Толстяк», можно заболеть дизентерией. Обе газеты не были зарегистрированы как СМИ, и в них приводились ссылки на мнения экспертов из несуществующих организаций — Уральской ассоциации экологов и Уральского экологического движения.
После этого, по словам следователя Татьяны Мачехиной, в пивоваренную компанию «Sun-Interbrew» позвонил Михайлов и попросил $10 тысяч за прекращение негативной PR-кампании. Пивовары обратились в милицию, и Михайлова выследили и задержали.
Мачехина рассказала, что во время обыска в квартире, где жил специалист по связям с общественностью, нашли материалы, затрагивающие репутацию еще нескольких общенациональных брендов, в том числе «Балтики» и «Золотой Бочки». В будущих газетных публикациях планировалось проинформировать читателей о том, что в пиве этих марок обнаружены лямблии — бактерии, разрушающие печень.
Заодно с Михайловым следователи допросили и его подругу, жившую с ним в одной квартире. Она заинтересовала ГУБОПовцев, потому что работала в пивной компании «Патра».
Директор «Торгового дома «Патра» Олег Кудрявцев утверждает, что его компания дискредитацией конкурентов не занималась. «В прошлом году мы начали общенациональную рекламную кампанию, активно развивались в регионах, и нам не было смысла заниматься черным PR в Перми, — заявил Кудрявцев. — Нормальные отношения с конкурентами дороже».
По словам Кудрявцева, сотрудница его компании, которую допрашивали по делу Михайлова, сейчас в отпуске — после обысков в квартире у нее стало плохо с сердцем.
Надо сказать, что в «Sun-Interbrew» никаких претензий к «Патре» не имеют — опять-таки потому, что на пивном рынке принято сохранять хорошие отношения с конкурентами, хотя бы внешне. «Даже если компания «Патра» действительно стоит за этим скандалом, мы все равно готовы к поиску путей для сотрудничества в интересах всех жителей Уральского региона, и наших потребителей в том числе», — говорится в заявлении вице-президента «Sun-Interbrew» Ирины Кибиной, отправленном в редакцию «Ведомостей».
А вот Михайлов уже угодил в жернова милицейской машины. По словам следователя Мачехиной, его дело будет передано в суд к концу зимы. Если обвинение в вымогательстве будет доказано, пиарщику грозит как максимум лишение свободы на четыре года, а как минимум — штраф в размере месячного дохода.
Сам Михайлов, впрочем, уверен, что его вину доказать не удастся. В разговоре с корреспондентом «Ведомостей» он назвал выдвинутые против него обвинения «полной ерундой» и заявил, что никаких улик в его компьютере милиция на самом деле не нашла.
Даже если это так, екатеринбургский пиарщик стал фигурантом прецедентного дела. Илья Кузьменков, возглавляющий Российскую ассоциацию компаний — консультантов в сфере общественных связей (АКОС), говорит, что у милиции периодически возникают претензии к специалистам по политическому PR, особенно во время предвыборных кампаний. А вот в сфере коммерческого PR ничего подобного не было никогда.
«Ведомости»