Кыргызстан. Наше пиво и ныне живо

Пиво «Арпа» при всем изобилии легких алкогольных напитков пользуется устойчивым спросом. Знатоки пива предпочитают его за то, что оно «живое».
Бишкекский пивзавод, выпускающий его, — одно из старейших предприятий республики. Построен был в 1905 году. Пережил на своем веку расцвет, застой, антиалкогольную кампанию, перестройку. Теперь выживает в условиях рыночной экономики. О том, как удается коллективу АО «Арпа» решать проблемы, рассказал генеральный директор завода Н. Урманбетов.

— Головная боль наша — оборудование, которое тоже давно устарело. Но на реконструкцию нет денег. В 1997 году был заключен договор с французами. Но грянула инфляция. Доллар взлетел, и наши компаньоны срочно пересмотрели условия. Приняв их, мы оказались бы в кабале. Пришлось договор расторгнуть. Но нет худа без добра. Нами заинтересовалась одна немецкая фирма. Она готова вложить деньги в реконструкцию. Пока идут переговоры.

— Насыркул Урманбетович, а где берете сырье?

— Раньше его завозили из России и Белоруссии, но с развалом Союза все связи были утрачены. Пришлось вновь искать поставщиков сырья, рынки сбыта, разрабатывать новые технологии. Сейчас у нас установились прочные отношения с Казахстаном, откуда завозим солод. Хмель возили из Китая. Потом решили покупать его в Башкирии. Там он гораздо выдержаннее.
Недавно решили водную проблему. Прежде из-за частых перебоев, особенно летом, завод лихорадило. Мы изыскали средства и пробурили скважину. Химики провели анализ воды, дали ей высокую оценку. По вкусу напоминает родниковую.

— Сейчас вновь обострилась ситуация с контрабандой и самопалом в связи с изменением механизма взимания косвенных налогов. Вас это каким-то образом затронуло?

— Конечно. И нас, и всех местных пивоваров очень тревожит возросшая контрабанда пива. Из Казахстана идет прямо поток. Некоторые фирмы получают лицензию на разовый ввоз, а под ее прикрытием завозят тысячи литров без уплаты налогов. В прошлом году мы потеряли из-за этого 6 миллионов сомов. Обидно видеть, как деньги уплывают в Казахстан, Россию…
Еще одна проблема — подпольная продукция. Самопальным лимонадом залит практически весь город.
Очень много поступает жалоб потребителей на его качество. Но мы бессильны что-либо сделать, так как проверкой и пресечением таких фактов должны заниматься фискальные органы и санэпидемстанция.
Пивовары обращались в Министерство внешней торговли и промышленности, Государственную налоговую инспекцию, таможню, требуя навести порядок и ограничить ввоз пива в республику. Но пока безрезультатно.
Ну а о налоговых проблемах знают все. Считаю, что пока наше законодательство пребывает в таком состоянии, ситуация в экономике вряд ли улучшится. Это я говорю как хозяйственник. Предприятие у нас акционерное, государственной доли нет, следовательно, мы не имеем никаких налоговых льгот. Взять кредит в банке — тоже проблема. Вообще местные производители поставлены в очень невыгодные условия.

— Чем живет завод сегодня? Есть какие-то новинки?

— Мы выпускаем пиво четырех наименований и два вида фруктовых напитков. К сожалению, пришлось сократить производство темной «Арпы». Для него солод завозился из Чехии. Но доставка связана с большими затратами, что, естественно, отразилось на цене. Это отпугнуло покупателей.
В преддверии лета могу сказать, что, несмотря на тяжелый для нас год, мы не будем повышать цены на «Арпу». Благодаря нашему инвестору скоро выпустим на рынок целую серию прохладительных напитков: «Подземка», «Колокольчик», «Зеленое яблоко», а также минеральную воду «Ак-Булак».

«Вечерний Бишкек»