Точное соответствие
Искать в заголовках
Искать в содержании
Search in comments
Search in excerpt
Искать в новостях и журналах
Искать на страницах
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Filter by Categories
Журналы
Новости
pivnoe-delo_logo

Top-статьи

Журналы

2-2018

Динамика российского рынка пива близка к нулю, но крупные производители расслоились на тех, кто заметно вырос в 2017 году и на тех, кто заметно сократил объемы. В частности, компании Efes удалось существенно увеличить продажи благодаря сдержанной ценовой политике и активности в сетевой рознице. Также отличный рост показала компания Heineken благодаря резкому увеличению рекламных бюджетов, выпуску безалкогольного сорта титульного бренда и необычной активности в экономичном сегменте рынка. Carlsberg и AB InBev сфокусировались на марже и потеряли долю рынка своих доступных брендов. Большая зависимость от ПЭТ-упаковки и массовое увлечение выпуском «Жигулевского» негативно отразилась на большинстве крупных региональных производителей, которых лидеры впервые потеснили в ключевых каналах продаж, особенно в Приволжском и Центральном регионах. В малом бизнесе заметно замедлились темпы открытия ресторанных пивоварен, но быстро увеличивается численность крафтовых. В 2018 году стоит ожидать небольшого роста рынка пива и сокращения доли AB InBev Efes в связи с интеграцией. ...

4-2017

Глобальный рынок хмеля

Локальная альтернатива массовому пиву, которую предложили независимые пивовары, принесла им успех и меняет мировой рынок. Пиво становится более разнообразным, транснациональные компании вынуждены принимать новые правила игры и смещать фокус на молодые и быстро растущие рынки. Все эти процессы вели к увеличению спроса ароматического и горького хмеля, а затем и к расширению посадок на двух континентах. Однако теперь в мире возник тренд сокращения потребления алкоголя, и сегодня кажется, что даже особого пива вскоре может оказаться достаточно. В этой связи на динамичном американском рынке хмеля уже возникли некоторые проблемы. Производители хмеля ЕС - осторожнее, не спешат обгонять потребление и более уверенно смотрят в будущее, судя по длине контрактов.

Рынок хмеля в России

Германия остается безусловным лидером на российском рынке хмеля, но последние два года здесь развивают успех чешские поставщики. Их экспансия и растущая популярность хмеля из США стали как драйверами роста поставок в 2016 году, несмотря на предшествующий скромный урожай в ЕС, так и фактором относительной стабильности в 2017 году. В этой связи в 2017 году соотношение сортов продолжало смещаться в сторону ароматических, а поставки хмеля Magnum и ряда других горьких сортов сократились. Впрочем, частично импорт гранулированного горького хмеля замещается экстрактами, в первую очередь у крупных производителей пива. Общие объемы поставок альфа-кислоты, по нашей расчетной оценке, сократились примерно на 5% и вернулись к уровню 2015 года. ...

Z_ban_web

Россия. Крафтовая революция: на пути к светлому будущему

На российском пивном рынке несколько лет назад произошли серьезные перемены: до нас наконец-то докатилась волна крафтового движения. И многие потребители неожиданно для себя узнали, что пиво может быть другим. Все про крафтовую революцию в России и мире журналу Московской Пивоваренной Компании «Честный пивовар» рассказал директор «Волковской пивоварни» и президент Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексей Аксель.

Алексей, давайте сначала заглянем в историю: как, почему и когда разгорелась искра?

Все началось в США в 70-х годах 20 века, далее под антиглобалистскими лозунгами: «Хватит кормить жирных котов из транснациональных пивоварен» крафтовое революционное движение начало распространяться по миру. Если коротко, то суть всего этого движения – альтернатива.

Как любая революция, разрушающая устои, меняющая мировоззрение людей, крафтовая полностью поменяла представление о пивоварении. Там, где было все однообразно, скучно и контролировалось крупными игроками, из домашнего и гаражного пивоварение в итоге превратилось в большой тренд, где во главу угла ставятся, прежде всего, личность пивовара и его творческий подход к пивоварению.

Первые крафтовые пивоварни в России начали открываться в 2011–2012 году, но все было ограниченно и точечно, а расцвет пришелся на 2015 год. Именно тогда о крафте стали говорить, обсуждать, да и вообще этот термин появился в обиходе.

Можно ли в крафтовой революции выделить своего Ленина – передовика, который повел за собой людей?

Когда проходит время и начинают изучать историю вопроса, обычно всплывает какой-нибудь лидер. Но революция всегда делается большим количеством людей. В крафтовой происходит так же: она совершилась благодаря усилиям многих пивоваров-энтузиастов.

Если говорить о крафтовом Ленине, то сразу приходит образ Миккеля Борг Бьергсё из датской пивоварни Mikkeller. Как Ленин написал тысячи трудов, так и Миккель сварил тысячи разных сортов пива. Но это в Европе. В России я не могу выделить одного какого-то активиста или пивовара, у истоков движения стояло несколько крафтовых пивоварен первой волны – Victory Art Brew, Юрий Катунин с Craft Brew Riots, питерская пивоварня Knightberg, ребята из Jaws (Екатеринбург), Бакунин и AF Brew. Во главу угла я, наверное, поставил бы «Василеостровскую пивоварню», поскольку они одни из первых начали заниматься варкой специальных и крафтовых сортов.

Можно сказать и о том, какие сорта изменили представление о пивоварении в России. Это «Эль Мохнатый Шмель» от Московской Пивоваренной Компании, который вывел на новый уровень массовое пиво. «Раскольников» от Craft Brew Riots – русский имперский стаут, самый известный на сегодня у нас. Это Red Machine от Victory Art Brew и это RedRum от AF Brew.

Кто был последователем? Наверняка и «Волковская пивоварня» внесла свой вклад в развитие?

Конечно, сегодня «Волковская пивоварня» является лидером крафтового рынка России, наряду с упомянутой «Василеостровской». Именно мы вывели пиво на полки магазинов и сделали крафт доступным для массового потребителя, в том числе по цене. Наверное, многие люди из крафтового сообщества должны нам руку пожимать, поскольку «Волковская пивоварня» прорубает дорогу для крафта на пивоваренном рынке России. Большое количество уже вовлеченных в крафт потребителей попробовали первым именно волковский India pale ale, и это сейчас позволяет IPA становиться классикой, которая хорошо всем известна.

Аксель.jpg

С какими трудностями сталкивается крафтовое революционное движение?

Крафт заходит на рынок на волнах экономического кризиса, а стоит он недешево, в силу определенных причин. Сегодня крафт – пиво для больших городов, где у людей есть деньги. Если в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге всё бурлит и процветает и публика, особенно в сегменте HoReCa* (*Термин HoReCa (хорека) – аббревиатура от слов, обозначающих места продажи с непосредственным потреблением товаров и услуг: Hotel, Restaurant, Cafe / Catering. Данным термином обозначают сферу общественного питания и гостиничных услуг.), знакома с тем, что такое крафт, то в регионах тема еще новая и даже малодоступная. И пока это небольшой, практически микробный рынок – 1 % от общего пивоваренного рынка РФ.

Следующий аспект – в целом культура потребления пива в стране страдает. О том, что такое крафтовое пиво, какие бывают стили, как его правильно пить, чем заедать – такой информации практически нет. Крафт – это все-таки ответственное потребление пива. Его нужно пробовать и открывать для себя интересные сорта и производителей, оценивать вкусы и ароматы. Важно в этом разбираться – знать региональные аспекты, историю, личность крафтового пивовара, который производит тот или иной продукт. Смысл ответственного потребления в получении удовольствия от дегустации различных стилей, а не быстрого попадания в состояние измененного сознания.

Когда крафтовое пиво стало заходить на рынок, что оно начало вытеснять? Кто пострадал от этого движения?

В Америке, прежде всего, пострадали пивоварни-гиганты, которые уступили долю рынка крафту. Сейчас он занимает 18 % от всего рынка США, возможно, по итогам 2017 года крафтовики еще что-то отвоюют, то есть у них – это многомиллиардные обороты. Я думаю, что транснациональные компании сначала с ухмылкой наблюдали за тем, как все зарождалось. Но когда масштаб бедствия стал ощутимым, они прекратили улыбаться и стали скупать крафтовые пивоварни. Некоторые, кстати, стали радостно продаваться.

Про российский рынок так пока говорить не приходится – у нас очень маленькая доля принадлежит крафту.

В России возможно повторение американской истории?

Представители транснациональных компаний вряд ли будут просто наблюдать, как крафт постепенно забирает долю и так падающего рынка, они подключатся в эту игру. Будут пытаться формировать крафтовую полку в магазине, занимая места, и предоставлять комфортный ценник – ниже, чем могут позволить себе крафтовые пивовары. Поэтому у нас все будет гораздо сложнее, не так быстро и с серьезным противодействием со стороны транснациональных игроков.

Почему борьба развернется именно на этом фронте?

Большинство крафтовиков формируют свои продажи в небольшой кулуарной нише, называемой HoReCa, где одно время взрывообразно стали открываться крафтовые бары – сейчас всё поспокойнее. Но основной потребитель берет пиво в магазинах. Многие российские крафтовые производители не могут выйти на полки по причине высокой стоимости продукции и слабых производственных мощностей. Рынок крафта в России в основном составляют пивоварни с объемом производства до 40 000 литров в месяц.

Но точки роста все же есть?

Все это понемногу набирает обороты, открываются новые пивоварни – в этом году их будет около 200 – и новые бары. Не может не радовать, что классические пивные заведения стали заводить у себя линейку крафтового пива. Плюс активно развивается стритфуд – различные бургерные, азиатская кухня, где тема крафта приветствуется потребителями. Многие сети обращают внимание на крафт, хотят сформировать у себя крафтовую полку. Крафт продолжает оставаться популярной темой обсуждения для дискуссий в соцсетях. Это оживляет рынок, двигает вперед пивоваренную отрасль, всё новые люди становятся адептами крафтового движения. Все растет, но не так, чтобы революционно.

Что нужно сделать, чтобы бизнес, связанный с крафтом, был успешен? Какая должна быть стратегия?

В самом процессе создания крафтового пива присутствует дух свободы и творчества. Это попытка в рамках одной пивоварни создать как можно больше пива в различных стилях, с авторскими рецептурами, с использованием различных ингредиентов. В результате иногда получаются удивительно вкусные и интересные сорта. И если этот процесс попробовать загнать в рамки, ниши, начать выдвигать требования – это будет не «по-крафтовому».

Можно экспериментировать, создавать, удивлять, привлекать интерес разнообразными сортами, но когда ты начинаешь производить пиво в достаточном количестве для того, чтобы делать бизнес, все-таки в дело вступают рыночные законы, которые характерны для нового продукта. Ты должен доказать, что ты лучше, ты должен конкурировать – вокруг тебя есть и другие.

Зачастую крафтовая пивоварня – это небольшой коллектив людей, которые видят себя в творческом процессе. Но когда дело доходит до продаж и бизнеса, все становится печально. Многие не знают, что такое бизнес-процессы, маркетинг, отвергают его, хотя это очень важная вещь для продвижения и продажи своего продукта. В нашей стране у крафтовых пивоваров довольно высокие издержки, но если раньше многие понимали и принимали, что крафт – это дорого, потому что небольшие объемы и пивоварен не так много, то теперь конкуренция возрастает, люди вынуждены снижать цены на свою продукцию и думать об увеличении объемов производства. Думаю, что те пивоварни, которые работают с заделом на будущее, у которых есть какие-то бизнес-планы и есть инвесторы, увеличат свои мощности и смогут производить пива больше, развивать свои продажи. А пивоварни, пренебрегающие бизнес-планированием, будут вынуждены оставить бизнес.

То есть, сварить хорошее пиво – это только полдела?

Сварить хорошее пиво в количестве 2,5 кега и три ящика, продать его 2,5 своих почитателей несложно. Но сварить 100 000 литров хорошего пива и найти на этот объем покупателя – это требует определенных усилий, вложений, организационной структуры.

Аксель2.jpg

Давайте немного пройдемся по теории. Можно ли дать точное определение: что такое крафтовая пивоварня? У американцев вроде бы есть критерии, а как у нас?

Большинство людей в России пользуются определением Американской пивоваренной ассоциации, в нем есть несколько положений, причем некоторые уже устарели.

Например, крафтовой пивоварня называется в том случае, если может производить не больше какого-то количества миллионов баррелей. Некоторые крупные пивоварни, типа Sierra Nevada или Brooklyn Brewery, давно уже вышли за пределы этих цифр. Теперь нужно двигать этот количественный барьер, определяющий объемы производства. Еще требование – производить из натурального сырья. Многие глобальные компании производят пиво исключительно из натурального сырья, тем не менее, не относятся к крафтовым.

В России склоняются к тому, что это должна быть небольшая, независимая пивоварня. Но я считаю, что в крафте важен, прежде всего, подход к пивоварению. Он может применяться как на крупной индустриальной пивоварне, так и на небольшой ремесленной. Это творческий процесс, когда главным лицом пивоварни является креатор-пивовар, у которого есть желание и задача в рамках одного производства создать как можно больше разнообразных, уникальных, интересных и ярких, оставляющих впечатление стилей пива, которые не оставят равнодушными потребителей.

«Волковская пивоварня», безусловно, является такой, потому что исходим мы из вышеизложенного. Процесс создание наших сортов – это творчество нашего пивовара Михаила Ершова, его никто в этом творчестве не ограничивает, не оказывает влияние на выбор стилей или ингредиентов. Мы независимая пивоварня со своей ассортиментной политикой, со своим подходом к ценообразованию и со своей стратегией.

Раз уж заговорили про творчество, что необычного варила в этом году «Волковская пивоварня»? Что вам больше всего запомнилось?

Кроме большой «Волковской», есть еще небольшое экспериментальное производство – тоже относящееся к «Волковской» и являющееся ее частью. Это не бизнес, это экспериментальная лаборатория для создания сортов. Если большая «Волковская» на сегодня выпускает шесть сортов пива, то экспериментально мы сделали 48. Каждый месяц мы варим новые сорта и пытаемся ими удивить.

Мы хотим утвердиться еще в среде истинных ценителей крафта как самая маленькая ремесленная пивоварня в России. Это действительно так – по 700–800 л, как мы здесь, никто не варит. Такие небольшие объемы мы реализуем в ограниченном количестве в крафтовых барах Москвы и Питера, варим специально для разных фестивалей, представляем на суд потребителей – изучаем их мнение, потом лучшие сорта переведем на большое производство.

В этом году варили портер, сделали копченое пиво, вишневый эль, выпустили New England IPA. У нас бывает много интересных людей, которые хотят с нами делать коллаборации. С проектом «50 оттенков синего» – ребята снимают всякие передачи и сюжеты про крафтовый мир – создавали пиво с картофелем. Еще Михаил Ершов на нашем мини-производстве совместно с производителем ножей «Первый цех» сделал пиво «Шарпей» с табаско – хорошие были отзывы у людей. Сейчас к выпуску готовим персиковый эль.

Помимо руководства «Волковской пивоварни», вы также являетесь президентом ассоциации Craft Depot.

Craft Depot – это моя общественная нагрузка. Проект изначально был задуман в маркетинговой плоскости: мы создали Ассоциацию, основная деятельность которой была направлена на рост крафтового рынка и рост потребителей. Сейчас в нее входит 26 российских пивоварен и 8 иностранных, работающих на российском рынке через дистрибьюторов (импортеров), либо через представительства.

То есть причина создания – «один в поле не воин»?

Да, необходимо консолидировать усилия пивоварен и пивоваров, которые работают на крафтовом рынке для привлечения большего количества потребителей – это наша главная цель. Мы могли бы одной лишь «Волковской» как-то пытаться все это развивать, но понимаем, что это неправильно.

Какие планы на будущее у Ассоциации?

У нас есть несколько проектов. Прежде всего – большой Craft Depot Fest, который мы будет делать в третий раз – крупнейший пивной open air, который мы проводили на заводе «Флакон», скорее всего, сотрудничество с ним продолжим. Есть планы тиражировать фестиваль на Питер.

В начале декабря прошел камерный Craft Depot Winter Fest – фестиваль портеров, стаутов и рождественского пива. Мы обкатали его в небольшом пространстве, а в следующем году сделаем более массовым, на несколько тысяч человек.

Основная задача Ассоциации – просветительская. Мы хотим рассказывать о крафте, хотим общаться с потребителем через наши проекты, через социальные сети, через журнал Craft Depot Life, второй номер которого недавно вышел в свет. А также через сайт – раньше это была лента новостей, а сейчас мы его меняем, чтобы он больше работал на участников Ассоциации, на их цели и задачи. Мы хотим иметь обратную связь от потребителя, диалог, нам интересно мнение людей – это как раз реализуем на новом сайте.

Могу сказать, что мы достигли определенных горизонтов: сейчас Craft Depot – это узнаваемый бренд благодаря тем проектам, которые мы создали и продолжаем создавать. Это и холодильники Craft Depot, которые присутствуют и в сегменте HoReCa, и в ритейле практически по всей стране. И та работа, которую мы ведем среди потребителей – она нацелена на тех, кто пьет крафт.

8 Янв. 2018

 

Россия. Крафтовая революция: на пути к светлому будущему

">

Реклама

cbb100100

Фильтр для пива

kegi_pilsena

gea

jg

100_100_2018_RUS

BVM18_100x100_RU

marketing1

agroinkom_beer_100x100

interfood_18_100x100_vis

Темы статей

Счетчики



Для пресс-службы